Прогнозирование и урегулирование конфликтов
В связи с частым возникновением конфликтов в различных регионах мира в последнее время (в период с 1946 по 2000 гг. около 200 региональных конфликтов) появилась необходимость в их прогнозировании и выработки моделей урегулирования.
Прогноз-это вероятностное научно обоснованное суждение относительно наблюдаемого состояния объекта в определенный момент времени. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием. Прогнозирование политического конфликта ставит перед собой следующие задачи: -определить возможность возникновения конфликта с упреждением во времени; -выявить варианты развития конфликта; -определить возможные варианты поведения участников конфликта; -определить возможные пути разрешения конфликта. В задачу прогноза не входит получение ответа на вопрос "что будет", он отвечает на вопрос -"что будет, если будут иметь место определенные основания." (И.Арцибасов Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия. М. I989).
В том случае, когда конфликт развился и приобрел собственную политическую, а порой и военно-политическую динамику, прогнозируется уже ход его развития И возможные перспективы его реализации и разрешения. Конфликт имеет следующие характеристики: -политический или военно-политический; -контролируемый или неконтролируемый; -локализованный как внутренний или отягощенный внешним вмешательством; -наличие внешних сил действующих как со знаком «плюс», так и со знаком «минус»; -дифференциация внутренних сил на умеренных и радикалов, динамика изменения их влияния; -соотношение вооруженных сил, потенциал мобилизации, возможность военной поддержки (поставки оружия); -особенности национальной психологии (стойкость, жертвенность, уровень организации).
Чтобы прогнозировать этнические конфликты необходимо отслеживать некоторые чрезвычайно важные процессы:
I. Динамику соотношения различных этнических групп как в целом по стране, так и в местах компактного проживания национальных меньшинств,
2. Демографические тенденции среди различных этнических групп,
3. Миграционные потоки этнических групп,
4. Динамика представительства этнических групп в экономике, политике,
5. Динамика языковой ситуации т.е. использование и распространенность языка этнических меньшинств, выпуск газет, радио и телепрограмм,
6. Динамика смешанных браков,
7. Динамика образовательных и культурных процессов,
8. Динамика преступлений на этнической почве. Ситуация, когда по основным показателям экономического, политического и культурного влияния, разрыв между основными этническими группами увеличивается, то создается объективная предпосылка для обострения межэтнических отношений. Косвенными показателями ожидаемого обострения являются: стремление этнических меньшинств к обособлению, уменьшение смешанных браков, сужение ареала смешанного расселения, важно также обращать внимание на тон печати. Власти могут выбрать одну из трех моделей поведения: игнорирование конфликта, давая ему возможность тлеть и самовозобновляться; избегать четкой публичной оценки его природы; активно участвовать в урегулировании конфликта.
Демократический процесс контроля над конфликтными ситуациями предполагает ряд специальных процедур:
1. Взаимный и оперативный обмен информацией об интересах, намерениях, очередных шагах участвующих в конфликте сторон;
2. Сознательное взаимное воздержание от применения силы или угрозы применения силы, способных придать неуправляемость конфликтной ситуации;
3. Объявление взаимного моратория на действия обостряющие конфликт;
4. Подключение арбитров, беспристрастный подход которых к конфликту гарантирован, а рекомендации принимаются за основу компромиссных действий;
5. Использование существующих или принятие новых правовых норм, административных или иных процедур, способствующих сближению позиций сторон, втянутых в конфликт;
6. Создание и поддержание атмосферы делового партнерства, а затем и доверительных отношений как предпосылок исчерпания текущего конфликта и предотвращения аналогичных конфликтов в будущем. Конфликт может оказаться и неразрешенным, тогда создается положение, которое ведет не к его окончанию, а как бы «круговому движению».
Такая ситуация требует поиска новой стратегии и тактики контролирования конфликта
Конфликт может разрешиться и сам по себе, без попыток его сознательного регулирования (из-за утраты актуальности предмета спора, усталости политических субъектов, истощения ресурсов и пр.). Политический и правовой механизм урегулирования должен строиться на комплексной основе и на различных уровнях включая: -механизм урегулирования конфликта между непосредственными его участниками; -многосторонний механизм урегулирования с участием всех заинтересованных сторон, независимо от их региональной принадлежности -универсальный механизм в рамках институтов и организационных структур.
Урегулирование региональных конфликтов предполагает разработку различных политических моделей и форм урегулирования. Разработка таких моделей и форм проводятся государствами по дипломатическим каналам с участием ООН. К таким моделям можно отнести: прекращение огня в межгосударственной войне путем переговоров и достижения согласия с использованием посреднических функций Генерального секратаря ООН, с участием дипломатии трех заинтересованных стран.
Эта модель была использована в ирано-иракской войне; двустороннее и многосторонее урегулировании при участии государств гарантов и частичном участии ООН – использована по афганскому конфликту (США и СССР гаранты); межгосударственное – урегулирование при посредничестве третьей стороны; политическое урегулирование конфликта на основе диалога. Наиболее распространенное средство достижения примирения сторон, используемое в технологиях управления и разрешения конфликтов – это переговоры. (М. Лебедева «Процесс международных переговоров». М. 1993). Эти модели и формы весьма различны, но в них есть типические компоненты, которые могут стать историческим прецендентом для урегулирования других региональных конфликтов. Население южных районов бывшей советской территории, от Молдовы на западе до Таджикистана в Центральной Азии, пережило период насилия, ассоциированного с усилиями создать новые государства, часто на территории, населенной этническими группами с исторической враждебностью по отношению к другим, с претензией на ее часть как на свою патримональную родину одновременно с другими нациями и народами. По ряду причин Российская Федерация оказалась втянутой в большинство из этих региональных конфликтов.
Россия - не беспристрастный наблюдатель, об этом говорят действия российских войск в Молдове, Таджикистане, Абхазии, Нагорном Карабахе. В региональных конфликтах задействованы, как правило, не только его непосредственные участники, но и крупные державы, создавая тем самым общую конфликтную цепь в мировой политике в целом. Региональные конфликты требуют внимательного исследования, прогнозирования потенциальных причин их возникновения, изучения их движения от зарождения и до эскалации, создания механизмов их контролирования и урегулирования. Урегулирование конфликтов оказалось сложной задачей. Сегодня любое продвижение в этой области имеет важное значение как для стран СНГ, так и для всего мирового сообщества в целом.