"Круглый стол" Другие темы, предложенные НПО". Предварительные предложения участников Международного Форума НПО к будущей повестке дня "Большой восьмерки"
Участники круглого стола неправительственных организаций, представляющих интересы женщин, детей, малочисленных и коренных народов России, интересы трудящихся Германии, а также экологических объединений и территориальных объединений НПО отдельных регионов РФ, доводят до сведения руководителей восьми наиболее влиятельных государств свое видение наиболее актуальных проблем, требующих решения при активном участии членов G8.
1. Характеристика ситуации.
Ситуация в современном нам мире, как ее ощущают участники круглого стола, характеризуется наличием крупных противоречий, разрешение которых необходимо для решения проблемы выживания человечества.
К таким противоречиям и вызовам современности мы относим
• Противостояние цивилизаций и, в частности, непринятие западных ценностей значительной частью населения Земли,
• Имущественное неравенство и неравномерность развития, продолжающие углубляться несмотря на общий экономический прогресс,
• Противоречие между необходимостью развития экономики и сохранением окружающей среды,
• Противоречие между преобладающим на всех уровнях власти мужским восприятием мира и иным, женским (материнским) пониманием прогресса, практически не учитываемом при принятии важнейших политических решений,
Цивилизационный разлом и международный терроризм как его следствие, усиливающееся отрицательное антропогенное воздействие на окружающую среду, сохранение и углубление бедности – проблемы, которые заставляют нас всерьез беспокоиться за судьбы наших детей и внуков, за судьбы всех последующих поколений, которым мы передадим нашу планету.
2. Поиски выхода
Мы видим, что попытки сохранения и поддержания мира, налаживания добрососедских, взаимовыгодных и партнерских отношений между государствами, между различными социальными группами внутри стран, между цивилизацией и природой, предпринимавшиеся с опорой на военную мощь, идеологическое воздействие, экономические методы и распространение представительной модели демократии, не эффективно работают в двадцать первом веке.
На наш взгляд, современная ситуация требует уточнения многих фундаментальных понятий и принципов, на которых строятся международные отношения и отношения власть-общество внутри стран в настоящее время. К этим понятиям относятся, в частности, «социальное государство», «гражданское общество», «гендерное равноправие», «права человека» и др.
Многие из этих широко распространенных в настоящее время понятий, к сожалению, превратились в инструмент увеличения доходов транснациональных корпораций, а не в инструменты развития Человека.
Мы пришли к выводу о том, что решение труднейшей задачи – согласования систем ценностей, принятых в разных цивилизациях и культурах – не по плечу даже самым «продвинутым» политическим элитам и требует значительно более активно вовлечения самих народов.
Мы убеждены, что 21-й век должен стать веком Человека и искать пути сближения культур и цивилизаций следует на самых глубинных антропологическом и духовном уровнях.
Достоинство и самоуважение человека, уважение к его пониманию смысла жизни, его самоидентификации - вот та основа, на которой нам надо искать пути выживания и развития человечества.
Искать пути сближения и разрешения указанных выше противоречий нужно, как говорят в России, «всем миром», развивая диалог цивилизаций на уровне «народной дипломатии», широких контактов между неправительственными организациями, вовлекая в этот диалог самых талантливых представителей национальных культур, носителей опережающего сознания.
Этот диалог будет продуктивен тогда, когда мы, представители разных стран, станем находить конкретные проблемы и решать их совместными усилиями. В совместной созидательной, культуротворческой и природоохранной деятельности мы сможем понять друг друга, навести мосты взаимопонимания между нашими народами и цивилизациями.
Залог нашего будущего не унификация и всеобщее единство, не общество всеобщего потребления, но разнообразие культур, сохранение национальной и гендерной самобытности, исторически сложившихся особенностей наций, самоограничение потребления для сохранения живой природы и ресурсов планеты для будущих поколений.
Сегодня мы должны твердо понять, что цель прогресса не экономическое развитие, но развитие Человека и сохранение среды его обитания, при необходимом для этого развитии экономики.
Нам необходимо выработать или уточнить критерии
• развития Человека,
• критерии социальной справедливости,
• удовлетворенности жизнью,
• критерии Человеческого достоинства,
• нравственности и духовности.
Мы и наши организации готовы, каждый в своей области и в меру своих сил участвовать как в решении конкретных социальных и экологических проблем, так и в совместном поиске новых, современных решений.
Новый тип демократии – демократия на основе широкого участия, вовлеченности граждан в осмысление перспектив развития обществ, вовлеченностью граждан в поиск оптимальных решений в преодолении социальных проблем, представляется нам наиболее современным типом политического устройства.
Мы считаем, что главы государств Большой восьмерки должны
• поддержать процессы развития гражданских инициатив в своих странах,
• сделать взаимодействие власти с неправительственными организациями, защищающими интересы населения, способствующими нравственному и духовному развитию общества приоритетами национальной политики,
• создать условия для организации широкого международного диалога неправительственных организаций не только из стран G8, но и стран остального мира.
3. Конкретные предложения
В качестве первых шагов, которые могут быть предприняты при поддержке глав государств Большой восьмерки мы предлагаем:
1. Создать «Евразийский институт Человека», который должен стать институциональной основой поиска современных научно обоснованных решений в области выживания и развития Человечества.
2. Предложить неправительственным организациям стран Большой восьмерки присоединиться к Декларации взаимодействия НПО стран G8. Проект Декларации прилагается (Приложение 1)
3. Принять международное соглашение о том, что во всех странах Большой восьмерки поддержка неправительственных организаций, участвующих в решении социальных проблем, содействующих нравственному, интеллектуальному, художественному и духовному развитию населения является важнейшим приоритетом государственной политики.
4. Оказать поддержку в расширении международных контактов НПО стран Восьмерки с целью взаимного изучения позитивного опыта работы, сложившихся механизмов взаимодействия с государством и бизнесом.
5. Поддержать инициативу создания Международного центра «Интеллектуальный альянс цивилизаций», для внедрения и распространения принципов народной дипломатии, формирования взаимного доверия между представителями различных культур, реализации совместных культуротворческих, природоохранных и иных общественно значимых проектов, направленных на сближение цивилизаций.
6. Разработать и принять «Декларацию гражданского общества» – документ, уточняющий широко употребляемое понятие гражданского общества и позволяющий построить на его основе инструменты оценки государственной политики и индикаторы развития общества в различных странах, независимо от типа государственности и механизма хозяйствования. Проект Декларации прилагается (Приложение 2).
Приложение 1
Декларация о взаимодействии институтов гражданского общества стран G8
1. Институты гражданского общества стран G8 разделяют общечеловеческие, гуманистические, демократические ценности и действуют в общих социально-политических интересах. К таким интересам относятся: сохранение национальной идентификации; мира и культуры детства; улучшение общественного благосостояния и здравоохранения; подъем общего образовательного и культурного уровня; улучшение условий жизни и труда; развитие индивидуальных способностей и поощрение индивидуальных достижений; содействие развитию общества и его институтов.
2. Институты гражданского общества стран G8, имея общие цели могут выработать единые подходы в их достижении.
3. Институты гражданского общество стран G8 действуют с учетом интересов отдельных его субъектов.
4. Институты гражданского общества G8 социально ответственны за свои действия перед мировым сообществом в целом.
5. Действия институтов гражданского общества стран G8 направлено на защиту прав граждан.
6. Учитывая особенности формирования гражданского общества стран G8, институты гражданского общества взаимодействуют в культурном, политическом и экономическом аспектах.
7. Гражданское общество опирается на собственный исторический опыт. Отсутствие исторической преемственности снижает доверие к настоящему и будущему.
8. Оптимизация гражданского контроля возможна посредством координации усилий институтов гражданского общества стран G8.
9. Конструктивное взаимодействие институтов гражданского общества стран G8 с властью – основа социальной стабильности.
10. Институты гражданского общества стран G8 открыты для широкого международного диалога.
Приложение 2
Проект
Декларация гражданского общества
1. Определение. Общество является гражданским, если его члены разделяют общие идеологические и моральные ценности и действуют в общих социально-политических интересах. К таким интересам относятся сохранение национальной идентификации, улучшение общественного благосостояния и здравоохранения, подъем общего образовательного и культурного уровня. Общество действует в интересах своих членов, улучшая условия жизни и труда, развивая индивидуальные способности и поощряя индивидуальные достижения. Тем самым образуется индивидуально-общественное единство, характеризующее гражданское общество.
2. Общность целей и средств. Члены гражданского общества имеют не только общие (социально-политические) цели, но и разделяют взгляды на способы их достижения. В противном случае общество распадается на противодействующие группы, что уводит от решения общих задач.
3. Дополнительность общественных и индивидуальных интересов. Общественные и индивидуальные интересы не противоречат друг другу, а являются дополнительными. В противном случае общество не может полагаться на своих членов, а члены не могут полагаться на общество.
4. Взаимные обязанности общества и его членов. Члены общества имеют обязательства в отношении всего общества, а общество несет ответственность за своих членов. Отсутствие взаимных обязательств нарушает индивидуально-общественное единство гражданского общества.
5. Приоритеты. Гражданское общество рассматривает политику и экономику как инструменты в достижении общественных целей; политические и экономические задачи не являются самоцелью. В противном случае общество может повернуться против своих членов.
6. Самодостаточность. Гражданское общество самодостаточно в культурном, политическом и экономическом аспектах. Отсутствие самодостаточности и самоуважения ведет к внешним влияниям, нарушающим общественное единство.
7. Преемственность. Гражданское общество опирается на собственный исторический опыт. Отсутствие исторической преемственности снижает доверие к настоящему и подрывает веру в будущее.
8. Справедливость и равные возможности. Гражданское общество построено на принципе справедливости и предоставления своим членам равных возможностей. Люди могут терпеть нужду, но не могут смириться с несправедливостью.
9. Правила функционирования. Предоставление равных возможностей предполагает существование для всех обязательных правил функционирования. Такие правила могут быть зафиксированы в законах, обычаях или традициях. Отсутствие правил или их несоблюдение провоцируют недоверие между обществом и его членами, нарушающее основы его функционирования.
10. Взаимоуважение между обществом и его членами. Общество и его члены взаимно уважают друг друга. Уважение проявляется в соблюдении правил функционирования (со стороны членов) и в учреждении легко выполнимых правил (со стороны общества). Отсутствие взаимного уважения (несоблюдение правил и учреждение трудно выполнимых правил) ведет либо к злоупотреблениям, либо к отторжению членов общества, нарушающему индивидуально-общественное единство. Взаимное уважение правил функционирования обеспечивается гласностью.
11. Благоприятствавание слабым членам и группам. Предоставление равных возможностей требует выведения слабых членов и социальных групп на равные позиции с сильными посредством льгот, введения квот, специальных представительств и т.д. Отсутствие таковых фактически ведет к закреплению неравенства между сильными и слабыми членами общества. Закрепление неравенства противоречит принципу равных возможностей.
12. Институты. Функционирование гражданского общества основано на активном участии его членов в общественно-политической жизни. Институтами гражданского общества являются посреднические организации между гражданами и государством: неправительственные организации, профсоюзы, коммуны, и.т.д.
В работе над настоящим обращением и приложениями участвовали:
1. Лобанова Екатерина Владимировна, советник-секретарь Постоянной комиссии МПА ЕврАзЭС по социальной политике
2. Леонов Виктор Георгиевич, руководитель информационно-аналитической программы Центра взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство»
3. Крупоедова Людмила Александровна, председатель Общественной палаты Новосибирской области СОС
4. Леонова Ираида Григорьевна, директор Центра взаимодействия общественных и государственных структур «Социальное партнерство»
5. Латрыгина Надежда Александровна, президент Центра поддержки семьи Женского инициативного творческого объединения (ЖИТО)
6. Andranik Tangian, Hans Boeckler Stiftung, Institute of Economic and Social Research