На финишной прямой…
Постепенно складывается определенная традиция, что в рамках подготовительных мероприятий к саммитам G6,G7, а теперь и G8, официальные структуры проводят, в той или иной степени и в той или иной форме, консультации с неправительственными организациями этих стран. Декларируемой целью таких консультаций является выявление мнения гражданского общества по приоритетным проблемам, заявляемым председательствующей страной.
В период председательства России в 2006 г. таковыми являются энергетическая безопасность, образование и здравоохранение. Среди других важных для международного сообщества тем обозначены также борьба с международным терроризмом, нераспространение оружия массового уничтожения, международная торговля, финансирование для развития и др.
Так как Россия делает в этом направлении лишь первые шаги, то недостаток опыта вполне компенсируется большой заинтересованностью и стремлением к многостороннему сотрудничеству. Именно поэтому по инициативе более чем 40 российских общественных организаций и возник проект «Гражданская восьмерка-2006».
Сохранить все, что было достигнуто в прежние годы во взаимодействии общественных организаций с G6, G7, а затем и с G8, а также попытаться вывести это взаимодействие на новый уровень - такую задачу поставили перед собой российские НПО и их коллеги из других стран, объявившие о запуске проекта «Гражданская восьмерка-2006».
Основные принципы этого процесса – преемственность, последовательность, прозрачность и открытость, поэтому и было организовано широкое общественное обсуждение вопросов официальной повестки саммита «Большой восьмерки». Исходя из своих полномочий председателя предстоящего Саммита G8, Президент России выразил готовность обеспечить все необходимые условия для взаимодействия и диалога международной и российской общественности с «Большой восьмеркой».
Открытая платформа партнерского диалога
Инициаторы проекта «Гражданская восьмерка-2006» пригласили всех заинтересованных в развитии взаимодействия представителей институтов гражданского общества стран «восьмерки», а также других стран принять участие в данном процессе консультаций. Его результаты, предложенные идеи, мнения, подходы, рекомендации, в той или иной форме доводятся до сведения официальных лиц и лидеров "Группы восьми". При этом инициаторы рассчитывают на то, что координация усилий неправительственных организаций мирового сообщества позволит дать новый импульс развитию плодотворного диалога по наиболее острым проблемам современности, будет способствовать дальнейшему налаживанию взаимодействия различных секторов общества в странах «восьмерки», включая Россию, да и в мире в целом для решения актуальных проблем, стоящих перед человечеством.
В рамках «Гражданской восьмерки-2006» осуществляется:
• подготовка рекомендаций, отражающих различные позиции гражданских организаций по вопросам официальной повестки дня саммита «восьмерки» в Санкт-Петербурге;
• организация публичных, в том числе международных мероприятий, как общего, так и тематического характера с участием независимых экспертов, которые способствовали бы более точному определению приоритетов, позиций и подходов институтов гражданского общества, национальных и международных НПО к заявленным председательствующей страной вопросам повестки дня саммита «Большой восьмерки» 2006 г.;
• проведение гражданской экспертизы официальных документов «Большой восьмерки», вызывающих повышенный общественный интерес;
• аккумуляция идей и рекомендаций, которые неправительственные организации готовы предложить в виде определенных «наказов» лидерам «Большой восьмерки» - для формирования повесток последующих саммитов.
Итоговые документы публичных мероприятий, проводимых в рамках «Гражданской восьмерки-2006», а также выводы, предложения и рекомендации круглых столов, заключения гражданских экспертиз и иные документы, подготовленные в ходе консультационного процесса, передаются официальным представителям «Группы восьми».
Актуальной проблемой является формирование механизмов общественного мониторинга выполнения решений лидеров «восьмерки», вызывающих повышенный общественный интерес или затрагивающих права значительного числа жителей планеты.
Для инициаторов процесса «Гражданская восьмерка-2006» принципиально важно, что до официальных структур «Группы восьми» доводятся рекомендации и позиции от имени организаций, участвующих в проекте, и не более того, так как никто не имеет монопольного права представлять все гражданское общество. Поэтому участие в консультациях «Гражданской восьмерки-2006» никоим образом не ограничивает права общественных организаций вносить свои предложения в правительственные структуры стран-членов G8 иным способом, используя традиционные возможности и механизмы взаимодействия с органами власти.
Консультативный Совет
Задача наполнения консультационного процесса "Гражданская восьмерка-2006" качественным содержанием на основе предыдущего опыта, но с учетом специфики России, явилась основой для формирования ее Консультативного совета, куда вошли 49 авторитетных представителей международных, российских и национальных неправительственных организаций из разных стран. Члены Консультативного совета могут представлять как точку зрения своих организаций, так и личную точку зрения.
Приветствуются любые содержательные инициативы общественных организаций в рамках заявленных для обсуждения вопросов. Они могут обратиться с предложениями к любому члену Консультативного Совета.
Техническое обеспечение процесса консультаций, информационная работа, организация и проведение форумов осуществляется Национальной Рабочей группой проекта «Гражданская восьмерка-2006» (Координатор – Элла Памфилова).
Информационное сопровождение
Основным источником информации для всех участников проекта-процесса «Гражданская восьмерка-2006», переговорной площадкой, открытой для свободной дискуссии, накопителем идей, предложений, рекомендаций, предназначенных как для участников переговорного процесса в рамках «восьмерки», так и для экспертов, является веб-сайт «Гражданская восьмерка-2006». Языки сайта - русский и английский. Адрес сайта: www.civilg8.ru.
Процесс консультаций с неправительственными организациями в период председательства России в «Большой восьмерке» условно разделился на три этапа.
Начальный этап (декабрь 2005г. - март 2006г.)
Основная задача этапа – формирование круга участников процесса из представителей НПО и независимых экспертов, выявление различных позиций и точек зрения неправительственных организаций по заявленным приоритетам предстоящего саммита.
В ходе этого этапа в рамках «Гражданской восьмерки-2006» была проведена серия конференций, семинаров, круглых столов с участием представителей гражданского общества и ведущих неправительственных организаций.
Встречи по отдельным приоритетам российского председательства проводились с учетом графика мероприятий официального подготовительного процесса в рамках «Группы восьми» (встречи шерп, министров и др.). В рамках проекта «Гражданская восьмерка-2006» 16 февраля 2006 г. в Москве проведен международный Круглый стол экспертов НПО по вопросам энергетической безопасности, образования и здравоохранения с участием представителей зарубежных неправительственных объединений и экспертов из стран «восьмерки».
Материалы круглого стола легли в основу разработки рекомендаций лидерам «восьмерки» на Международном Форуме неправительственных организаций «Вклад институтов гражданского общества в повестку дня саммита G8» (9-10 марта, Москва; 320 участников, из них около 100 – зарубежных, более 100 – российских региональных, остальные – российские федеральные НПО). В процессе его работы состоялась беспрецедентная для истории взаимодействия с «восьмеркой» встреча участников Форума с шерпами всех стран-членов G8, включая представителя Еврокомиссии. На этой встрече, длившейся более двух часов, и проходившей в открытом для прессы режиме, были обозначены позиции НПО по вопросам повестки дня от всех круглых столов Форума: энергобезопасность, образование, борьба с распространением инфекционных заболеваний, безопасность человека, финансирование для развития и международная торговля, защита интеллектуальной собственности.
Основной этап (апрель - июль 2006г.)
В канун саммита вовлеченные в процесс консультаций общественные организации провели вторую серию конференций, семинаров и круглых столов, которые, как и на предыдущем этапе, увязывались с мероприятиями в рамках официального переговорного процесса «Группы восьми». Такой формат позволил неправительственным организациям оказывать большее влияние на формирование подходов официальных структур в рамках заявленной повестки дня саммита.
18 мая 2006 г. в Москве в рамках проекта «Гражданская восьмерка-2006» состоялась вторая встреча экспертов и представителей международных неправительственных организаций с шерпами всех стран «Большой восьмерки». На встрече были представлены гражданские организации России, Канады, Великобритании, Германии, США, Франции, Африки и Латинской Америки. Сама по себе встреча была призвана продолжить традицию, заложенную в период канадского и британского председательств.
В 2003 и 2005 гг. представители международных НПО встречались с шерпами государств «восьмерки» и в полуофициальной обстановке обсуждали наиболее существенные для гражданского общества проблемы мирового развития. Участники встречи в Москве представили и передали шерпам рекомендации, которые были выработаны в ходе Форума НПО в марте 2006г., акцентировав внимание на необходимости выполнения правительствами ранее декларированных в формате «восьмерки» обязательств. Шерпы высказались по целому ряду проблем, обсуждаемых в рамках клуба, ответили на вопросы представителей НПО. Абсолютно все присутствовавшие на встрече приняли участие в дискуссии, которая продолжалась более двух часов в форме предметного диалога.
19 мая участники мероприятия с шерпами посетили Казань (столица одной из республик России - Татарстана), где провели ряд встреч в рамках презентации проекта «Гражданская восьмерка-2006» для региональных НПО. Состоялись дискуссия и обмен мнениями с татарстанскими коллегами по вопросам развития институтов гражданского общества.
3-4 июля 2006 г. в Москве состоялось ключевое мероприятие проекта - Международный Форум неправительственных организаций «Гражданская восьмерка-2006». В нем приняли участие более 500 представителей НПО со всего мира (как из стран «восьмерки», так и из государств Центральной и Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки).
Были представлены также крупные международные организации как Международная Амнистия, Хьюман Райтс Уотч, Гринпис, Всемирный фонд дикой природы, Трансперенси Интернэшнл, Социальный мониторинг, Оксфам, Экшн Эйд, CIVICUS и др.
Цели Форума
• обсуждение проблем, волнующих международную общественность накануне саммита «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006
• уточнение позиций, предложенных неправительственными организациями на конференции 9-10 марта 2006 г.
• подготовка предложений в виде «наказов», которые могли бы быть учтены при формировании последующих повесток официальной «Восьмерки».
Представители неправительственных организаций не ограничились обсуждением лишь вопросов, заявленных в качестве приоритетных в период российского председательства, а пошли существенно дальше. В ходе Форума работа велась в девяти рабочих группах по темам глобальной энергетической безопасности, образования, инфекционных заболеваний, прав человека, глобальной безопасности, экологии, социальной интеграции и взаимодействия гражданского общества с бизнесом.
По итогам обсуждений состоялась встреча участников Форума с главой председательствующего в «Большой Восьмерке» государства, президентом России В.Путиным, который выслушал рекомендации представителей гражданского общества и ответил на наиболее острые вопросы, волнующие международную общественность.
Итоговые документы, принятые по завершении Форума, были переданы лидерам стран «Группы Восьми», размещены на сайте «Гражданской восьмерки» (www.civilg8.ru) и распространены среди широкого круга неправительственных и других заинтересованных организаций.
Завершающий этап (август - декабрь 2006г.)
Основные задачи «Гражданской восьмерки-2006» на это время – формирование механизмов общественного мониторинга реализации решений саммитов, подведение итогов консультационного процесса; выработка рекомендаций для представителей страны-председателя саммита-2007.
В ходе завершающего этапа консультаций вовлеченные в процесс общественные организации продолжают проводить семинары и круглые столы параллельно с мероприятиями официального переговорного процесса «восьмерки». По завершении каждого из форумов общественные организации представляют итоговые документы к соответствующим официальным встречам разного уровня. Такой формат сотрудничества позволяет заинтересованным институтам гражданского общества также привлечь внимание к тем идеям, которые не получили должного отражения в итоговых документах Саммита в Санкт-Петербурге.
Исходя из заявленного принципа преемственности, 24-25 октября 2006г. в рамках «Гражданкой восьмерки» в Москве прошел Международный круглый стол НПО: «Форум Африканского партнерства и повестка дня для развития Африки» (один из приоритетов, заявленных Великобританией во время председательства в предыдущем году). Мероприятие специально было приурочено к Форуму африканского партнерства (Москва, 26-27 октября 2006 г.) и призвано 1) выработать предложений гражданского общества по вопросам официальной повестки ФАП; 2) сформулировать иные проблемы, которые, с точки зрения международного гражданского общества, актуальны для развития Африки; 3) обсудить возможности улучшения взаимодействия ФАП с неправительственными организациями. В ходе «круглого стола» состоялась уникальная встреча представителей международного гражданского общества, и прежде всего – африканских НПО, со всеми сопредседателями Форума африканского партнерства.
Итог этому этапу и всему процессу консультаций с НПО в период российского председательства должна подвести завершающая Конференция неправительственных организаций «Реализация повестки дня саммита "Большой восьмерки" в 2006 г.» (2 декабря), с возможным участием шерп России и Германии, а также - исходя и принципов последовательности и преемственности процесса - передача «гражданской эстафеты» по общественному сопровождению Саммита-2007 представителям НПО Германии.