Тезисы выступления И.Левитина в Риме
Как сообщили SeaNews в пресс-службе Минтранса, 8 ноября министр транспорта РФ Игорь Левитин выступил на Конференции министров транспорта стран «Большой восьмерки» по глобальным вопросам экологии и энергетики в сфере транспорта, которая проходит в Риме. Министр отметил, что в России эффективному и безопасному функционированию транспорта государством всегда уделялось большое внимание.
«Сегодня в России, как и в большинстве развитых стран, транспортный сектор значительно загрязняет атмосферный воздух: на него приходится около 40% суммарных выбросов загрязняющих веществ и около 10% выбросов парниковых газов», – сказал И.Левитин. Он напомнил, что в 2008г. Президент РФ своим Указом «О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики», поручил Правительству РФ принять меры, направленные на повышение энергетической и экологической эффективности различных отраслей экономики, включая транспорт, в целях снижения к 2020г. энергоемкости валового внутреннего продукта не менее чем на 40% по сравнению с 2007г.
В сфере автомобильного транспорта, на который приходиться почти 96% от всех выбросов, введен в действие специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации вредных (загрязняющих) веществ», в соответствии с которым автомобильный парк Российской Федерации с 01.01.2008г. года пополняется исключительно автомобилями, соответствующими нормами Евро-3 и выше, а с 01.01.2010г. новые типы автомобилей уже должны соответствовать нормам не ниже Евро-4 (автомобили Евро-3, серийно выпускавшиеся до 31.12.2010г. смогут поступать на рынок до 31.12.2011г.)
Кроме того, в 2008г. утвержден технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», предусматривающий поэтапное повышение качества поставляемого на внутренний рынок нефтяного моторного топлива, в том числе значительное снижение содержания в топливе серы и ароматических углеводородов, запрет применения металлоорганических присадок. С 31 декабря 2010г. согласно регламенту топливо уровня Евро-2 должно уйти с рынка.
Глава Минтранса России сообщил, что эксплуатационный расход отечественных автомобилей за последнее десятилетие снизился на 10-15%. Это сочетается с быстрым обновлением автомобильного парка России (в среднем за 2005-2009гг. почти 9% в год), чему способствует программа утилизации старых легковых автомобилей. В дальнейшем программу планируется распространить на старые грузовые автомобили и автобусы.
Он также отметил, что в Транспортной стратегии Российской Федерации до 2030 года предусмотрено принятие мер по развитию экологически чистых видов транспорта, что позволит системно снижать вредное воздействие транспортных средств на окружающую среду.
По словам И.Левитина, Правительство продолжает уделять особое внимание вопросу охраны окружающей среды от неблагоприятного воздействия авиации. Проводятся разработки, направленные на снижение уровня авиационного шума и эмиссии авиационных двигателей путем внедрения новых технологий в практику самолетостроения. Происходящее обновление российского парка самолетов дает ощутимые результаты в части общего снижения топливопотребления отрасли в расчете на единицу выполняемой транспортной работы, что положительно влияет на экологическую ситуацию. Техническое перевооружение отрасли обусловило существенное снижение уровня вредного воздействия гражданской авиации на окружающую среду. За период 2001-2009гг. в целом по отрасли удельный расход топлива на единицу транспортной работы сократился в 1,6 раза.
Среди приоритетных задач в вопросах энергосбережения при внедрении ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте Министр назвал разработку технологий и оборудования, позволяющих обеспечить замещение дизельного топлива сжиженным и сжатым природным газом, а в последующем - переход на эффективные топливные элементы, не наносящие ущерба окружающей среде; широкое использование энергоемких накопителей энергии в основных технологических процессах энергопотребления и генерации энергии, включая и тепловую; использование в доступных размерах ветровой и солнечной энергии, энергии утилизируемых отходов производства для нужд автономных потребителей железнодорожного транспорта и др.
Он также сообщил, что в целях повышения привлекательности железнодорожных перевозок в пригородном сообщении и переключения на железную дорогу части пассажиропотока с автомобильного транспорта Министерство транспорта РФ предпринимает меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и законодательства. В частности, разрабатывается проект Федерального закона «Об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения в Российской Федерации», принятие которого позволит построить современную модель организации пригородных перевозок, повысить уровень мобильности населения и качества обслуживания.
И.Левитин также остановился на вопросах сокращения вредного воздействия морского и речного транспорта на окружающую среду. Он отметил, что в настоящее время в этой сфере имеется ряд предложений, предусматривающих механизм регулирования эмиссии парниковых газов в международном морском судоходстве. Экономическая оценка последствий внедрения тех или иных мер, а также их технические, экологические, социальные аспекты в настоящее время еще прорабатываются. С ужесточением экологических требований Международной морской организацией приняты поправки к «Правилам предотвращения загрязнения атмосферы с судов», которые вводят новые требования по нормам в акватории Балтийского и Северного морей. В настоящее время Министерство энергетики РФ проводит необходимые работы по совершенствованию технических регламентов и дизельному и судовому топливу.
По мнению И.Левитина, важнейшим направлением снижения энергопотребления и выбросов загрязняющих веществ на транспорте является повышение эффективности функционирования транспортной системы в целом – улучшение взаимодействия различных видов транспорта, развитие дорожной сети, развитие и оптимизация маршрутной сети экологически чистого общественного транспорта, улучшение грузовой логистики.
Строительство крупных транспортных узлов, развитие сети аэропортов-хабов, новых железнодорожных линий и морских портов в увязке с автомобильными дорогами необходимой пропускной способности, а также создание современных мультимодальных терминально-логистических комплексов позволит значительно улучшить взаимодействие различных видов транспорта, увеличить скорость товародвижения в стране, и следовательно - снизить удельные транспортные и значит энергетические издержки на единицу транспортной работы.
И.Левитин подчеркнул, что реализация перечисленных мер является неотъемлемой частью современной транспортной политики в Российской Федерации, включающей вопросы обеспечения экологической и энергетической безопасности функционирования транспортной отрасли.