Точка зрения: Новая востребованность "Большой восьмерки"
Перед началом саммита во французском Довиле в СМИ довольно часто встречались скептические оценки относительно того, что "Большая восьмерка" как формат для согласования важных международно-политических инициатив утрачивает свое прежнее значение...
... и превращается в престижный, но малополезный клуб "старых" мировых лидеров. Ей на смену пришла гораздо более представительная "Большая двадцатка", включившая новых мощных экономических игроков, в первую очередь Китай и Индию, и перетянувшая под свое крыло обсуждение мировых финансово-экономических проблем. Действительно, вопросы развития экономики не были в Довиле в центре внимания. Однако важные события, произошедшие в последний период и требующие международного обсуждения, отнюдь не замыкаются экономической сферой. Прежде всего, конечно, это бурные протестные выступления в арабских странах Северной Африки и Ближнего Востока, военно-политический кризис в Ливии и последствия разрушительного землетрясения и цунами, случившегося в Японии 11 марта и приведшего к опасной аварии на атомной электростанции "Фукусима-1". Выработка согласованной реакции крупных развитых стран и России на эти острые и масштабные события и сформировала весьма насыщенную повестку дня саммита "Группы восьми" в Довиле. К этому по инициативе президента Франции Николя Саркози как хозяина саммита добавилась также актуальная тема развития Интернета и методов его регулирования. Ну и, конечно, на полях саммита происходили важные двусторонние встречи лидеров "Восьмерки". Более того, эти встречи в практическом аспекте оказались едва ли не более значимыми, чем пленарные заседания. Особенно активен в этом плане был российский президент Дмитрий Медведев, проведший шесть рабочих встреч.
"На полях" Довиля
Еще до открытия саммита Дмитрий Медведев встретился с Николя Саркози и Бараком Обамой. На встрече с президентом Франции помимо общего обсуждения острых международных проблем были согласованы два конкретных крупномасштабных двусторонних проекта. Один – военно-экономический, второй – социально-экономический.
В первом случае речь идет о приобретении Россией современных французских вертолетоносцев "Мистраль". Соответствующий контракт предположительно будет подписан 21 июня во время предстоящего визита во Францию премьер-министра России Владимира Путина. Контракт предусматривает строительство двух кораблей во Франции, а затем еще двух – в России и оценивается приблизительно в 1,5 млрд евро. Известно, что переговоры по сделке шли не просто. Во-первых, против поставки России "Мистралей" выступали союзники Франции по НАТО: США и страны Прибалтики. Во-вторых, камнем преткновения являлось требование российской стороны о передаче вертолетоносцев со всеми системами и технологиями, включая боевую информационно-управляющую систему Zenith-9, чему упорно сопротивлялись французские военные. И вот теперь Саркози после встречи с Медведевым заявил журналистам: "Мы сумели договориться абсолютно по всем пунктам - передаче технологий, цене, графику, месту строительства кораблей".
Второй проект, также масштабный и нетривиальный, касается создания туристического кластера на Северном Кавказе. Согласно проекту соглашения, французская сторона предложит России опыт строительства горнолыжных и морских курортов и управления ими, поможет с разработкой нормативно-правовой базы, успешной бизнес-модели, стратегии маркетинга. Предполагается, что французский государственный банк развития Caisse des Depots и ОАО "Курорты Северного Кавказа" создадут совместное предприятие, которое станет оператором проекта и привлечет российских и французских участников. Проект, прямо скажем, неожиданный, учитывая опасения не только иностранных, но и российских инвесторов в отношении этого неспокойного региона.
Достигнутые договоренности подтверждают слова президента Франции о том, что "между двумя странами сложилась обстановка глубокого доверия". С этой констатацией согласился и президент Медведев: "Сегодня между Россией и Францией существуют превосходные отношения, наши личные отношения являются абсолютно доверительными". Все это не исключает разногласий по некоторым принципиальным вопросам, например, в оценке ситуации в Ливии, где Франция стала инициатором военной операции стран НАТО, и в Сирии, в случае с которой Россия выступает против международных санкций в отношении режима Башара Асада.
Другой важной встречей российского президента стали переговоры с президентом США – первые в этом году. По самому острому вопросу в двусторонних отношениях – о перспективах размещения американской системы ПРО в Европе – сблизить позиции в ходе встречи не удалось. Барак Обама лишь обтекаемо выразил намерение "работать вместе над созданием такого подхода и такой конфигурации ПРО, которая соответствовала бы интересам обеих стран в области безопасности для того, чтобы поддержать стратегический баланс сил". Со своей стороны Дмитрий Медведев, стремясь сохранить и развить позитив в отношениях России и США, достигнутый в последние годы, не стал драматизировать ситуацию. Он обратил внимание на то, что до принятия окончательных решений по ПРО еще немало времени. "Но мы должны заложить нормальные условия для сотрудничества будущих поколений политиков. Мы должны создать правильную основу для сотрудничества между нашими странами в будущем", - подчеркнул он.
Впрочем, по ряду других немаловажных вопросов на встрече двух президентов удалось выйти на практические результаты. Барак Обама пообещал твердую поддержку России в деле ее скорейшего вступления в ВТО (эта позиция была позже подтверждена и в итоговом документе всего саммита). По итогам встречи было принято совместное заявление о сотрудничестве в визовой сфере. В заявлении говорится, что сейчас идет ускоренная работа над новым соглашением о выдаче по общему правилу многократных виз сроком на 3 года наиболее многочисленным категориям граждан, совершающих поездки, – бизнесменам и туристам, отвечающим требованиям для въезда. Другое совместное заявление – о сотрудничестве в борьбе с терроризмом – информирует о решении США внести Доку Умарова и его группу "Кавказский эмират" в список особо разыскиваемых международных террористов, а также включить Доку Умарова в национальную программу "Вознаграждение за содействие правосудию", предлагая до 5 млн долларов за информацию о его местонахождении.
Ливийский узел начинает развязываться?
О высокой степени доверительности отношений между президентами Франции и США, с одной стороны, и президентом России – с другой, говорит и появившаяся информация о просьбе Саркози и Обамы к России выступить посредником в урегулировании конфликта в Ливии. Это сенсационное предложение в общем логично. Двухмесячные бомбардировки авиацией НАТО вооруженных сил Каддафи и его личных резиденций не привели к решительному перелому в ходе военных действий в пользу повстанцев, военно-политическая ситуация в стране и вокруг нее зашла в тупик. В то же время Россия в этом конфликте заняла нейтральную позицию. Она осуждала как применение вооруженной силы против мирного населения со стороны режима Каддафи, так и выходящую за рамки резолюций Совбеза ООН прямую военную поддержку натовской коалицией одной из сторон внутреннего конфликта. Сохраняя дипломатические контакты с правительством в Триполи, Москва несколько дней назад установила отношения и с Переходным национальным советом в Бенгази, признав его в качестве легитимного партнера по переговорам о будущем Ливии.
Реальная конфигурация возможной посреднической миссии России пока не совсем ясна. Все страны "Группы восьми" зафиксировали в итоговой декларации довильского саммита, что Муаммар Каддафи в итоге внутриливийского урегулирования должен отказаться от власти. Как этого добиться? Спецпредставитель президента РФ по сотрудничеству со странами Африки Михаил Маргелов разъяснил в Довиле журналистам, что договариваться надо будет не с Каддафи, а с политической элитой режима, которая хочет сохранения Ливии как единого государства, с адекватными людьми из его окружения, с членами его кабинета. Показательно, что, находясь в Довиле, глава МИД России Сергей Лавров по инициативе ливийской стороны имел телефонный разговор с премьер-министром Ливии Багдади Махмуди. В ходе разговора представитель Триполи обратился с просьбой о содействии в достижении договоренности о прекращении огня и начале переговоров без предварительных условий. В ответ Сергей Лавров изложил ливийскому премьеру оценки российским руководством перспектив выхода из кризиса в Ливии "в свете бесед, состоявшихся у Медведева с участниками проходящего в Довиле саммита", сообщили в российском МИДе. По мнению Лаврова, "с учетом всей совокупности факторов вырисовываются компоненты возможной договоренности о прекращении боевых действий и переводе ситуации в политическое русло".
Ключевые темы саммита
В первый день на общих заседаниях саммита обсуждались две основные темы. Сначала – солидарность с Японией и вопросы безопасности ядерных объектов. На рабочей сессии японская делегация представила доклад о состоянии своей атомной энергетики. В нем, в частности, сообщается, что сейчас все японские АЭС тестируют на устойчивость при максимально возможном землетрясении в сочетании с другими катастрофами, такими как торнадо или цунами. Японцы обещают, что если по итогам этой проверки станции не покажут "хорошую устойчивость", их закроют. Японская сторона также признала, что в первые дни после аварии недостаточно информировала общественность о происходящем на АЭС "Фукусима". Но сейчас страны "Восьмерки" удовлетворены тем, как идет информационный обмен.
На заседании Дмитрий Медведев представил российский проект по обеспечению безопасности АЭС в мире. По мнению российской стороны, все атомные станции должны соответствовать стандартам МАГАТЭ не в рекомендательном порядке, как сейчас, а в обязательном. Что же касается строительства новых АЭС, то их необходимо комплектовать "реакторами с естественной безопасностью" - не способными "к расплаву активной зоны и выбросу радиации". Все участники заседания высказались за проведение регулярных интенсивных стресс-тестов всех атомных электростанций с участием специалистов МАГАТЭ. В то же время большинство стран "Группы восьми" не намерены отказываться от атомной энергетики.
На вечернем рабочем заседании с участием представителей интернет-сообщества обсуждались проблемы развития всемирной сети. Лидеры "Восьмерки" пришли к заключению, что развитие Интернета должно сопровождаться открытостью, прозрачностью, свободой, справедливой конкуренцией и отказом от дискриминации. В области доступа к Интернету цензура и ограничения несовместимы с международными обязательствами государств и неприемлемы. В то же время следует установить национальные законодательные рамки, чтобы защитить интеллектуальную собственность. И, конечно, необходима координация между государствами, региональными и международными организациями, частным сектором и гражданским обществом, чтобы не допускать использование Интернета в террористических и криминальных целях. Суммируя итоги заседания, президент России написал в своем микроблоге в Twitter: "Сегодня на G8 обсуждали будущее Интернета. Сеть должна быть свободна, авторские права - защищаться по-новому".
Во второй день заседания главной темой обсуждений на саммите в Довиле стала моральная и материальная поддержка "Арабской весны" - той волны массовых протестных выступлений против прогнивших авторитарных режимов, которая с начала года прошла и еще продолжается в ряде государств Северной Африки и Ближнего Востока, а в Тунисе и Египте привела к смене власти. Лидеры "Восьмерки" приняли специальное заявление "Об Арабской весне", в котором, в частности, говорится: "Перемены, которые происходят на Ближнем Востоке и в Северной Африке имеют исторический характер и способны распахнуть дверь для трансформации, подобной той, что произошла в Центральной и Восточной Европе после падения Берлинской стены". Для экономической поддержки такой трансформации "Группа восьми" выразила готовность оказать помощь Египту и Тунису в розысках ценностей, вывезенных за рубеж представителями свергнутых элит. Кроме того, одобрено выделение кредитов этим двум странам через международные финансовые институты на сумму более 20 млрд долларов.
В итоговой декларации саммита специальное внимание уделяется ситуациям в Йемене и Сирии. Страны "Восьмерки" поддерживают проведение реформ в Йемене, которые приведут к мирной смене власти, а также призывают йеменского лидера Али Абдаллу Салеха выполнить законные требования населения страны. В декларации осуждается "широкое применение насилия в Сирии, равно как и серьезные нарушения прав человека", и подчеркивается, что "только диалог и существенные реформы приведут к демократии и, таким образом, к долгосрочной безопасности и процветанию Сирии". Здесь же содержится расплывчатая угроза: "Если сирийские власти не учтут этот призыв, мы рассмотрим принятие дальнейших мер". Западные участники "Восьмерки" предлагали в отношении режима Башара Асада значительно более жесткие формулировки, однако этому воспрепятствовала российская сторона, которая считает, что ситуация в Сирии качественно отличается от ливийской, не допускает черно-белых оценок, а сирийское руководство не исчерпало реформаторский потенциал.