Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Новости

Добыча нефти на шельфе Арктики: не будите лихо…


Установка платформы «Приразломная» в Печорском море и дальнейшие работы по бурению, добыче и транспортировке нефти на ней грозят обернуться очередной экологической катастрофой. «У нефтегазового освоения в Арктике существуют альтернативы», — уверены экологи. Заявление с требованием изменить политику действий в Арктике и заморозить установку платформы до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые меры безопасности, было направлено ими к руководству страны.


В августе 2011 года компания ООО «Газпром нефть шельф» планирует отбуксировать  морскую  платформу «Приразломная» из Мурманска в Печорское море и начать добычу нефти на арктическом шельфе. «Приразломная» станет первой морской добывающей установкой в российской Арктике, но едва ли это можно отнести к списку ее достоинств.

«Трагический опыт нефтяного разлива в Мексиканском заливе в 2010 году показал, что система безопасности работ по добыче нефти и газа давно нуждается в переоценке и оптимизации. Особенно это очевидно в Арктике с ее богатой, но такой ранимой природой», — говорится в совместном заявлении Гринпис, Всемирного фонда дикой природы, Союза охраны птиц России, Социально-Экологического Союза и Беллоны.

Установку платформы и дальнейшее проведение работ осложняет множество негативных факторов.  В первую очередь это крайне тяжелые погодные условия. В холодный период года температура воздуха в районе добычи может снижаться до -40°. При этом возможны сильные ветры до 30 метров в секунду и многочисленные штормы длительностью до 9 дней. А теперь представьте, велики ли шансы безаварийной транспортировки нефти в подобных условиях?

Проект противоречит целому ряду документов. В соответствии с «Руководящими принципами нефте- и газодобычи в Арктических морях», принятыми международным Арктическим советом, планы ликвидации аварийных разливов нефти должны быть открыты для публичного доступа и оценки. Однако предпринятая Союзом охраны птиц России весной 2011 года попытка проведения общественной экологической экспертизы натолкнулась на нежелание компании предоставить экспертам возможность эффективной работы с проектной документацией. На официальном  Интернет-сайте компании ООО «Газпром нефть шельф» отсутствует проектная документация, результаты и протокол ее открытого общественного обсуждения.

Согласно «Руководящим принципам нефте- и газодобычи в Арктических морях» Арктического совета, «Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», проекты такого рода всегда должны рассматривать самые негативные сценарии ситуаций в случае разлива нефти. Важность подобных мер в России была подтверждена в поручениях, подписанных президентом Дмитрием Медведевым по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 9 июня 2011 года в Дзержинске. Главный критерий безопасности при осуществлении разведки, добычи и транспортировке нефти на континентальном шельфе — наличие у операторов проверенных методов ликвидации разливов нефти подо льдом.

Ничего этого в проекте «Морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) на нефтяном месторождении Приразломное» — нет. В случае аварии объем выброшенной в море нефти может достичь 8-10 тысяч тонн. Сегодня же в мире не существует практического успешного опыта ликвидации разливов нефти во льдах объемами более чем несколько десятков тонн. Ситуация осложняется и тем, что ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на море, находятся в Мурманске, почти в 1000 км от месторождения Приразломное. Если авария произойдет в зимнее время, работы по ликвидации ее последствий придется проводить в темноте, практически наугад — полярная ночь держится здесь в течение нескольких месяцев. Учитывая многочисленные штормы с высокими волнами, густой туман и многометровые льды, поверить в эффективность таких работ невозможно.

Платформу «Приразломная» собираются установить на расстоянии 50-100 км от Ненецкого заповедника и ряда федеральных заказников, которые в случае разлива нефти с большой долей вероятности окажутся загрязнены. Печорское море является местом обитания огромного количества птиц и морских млекопитающих, а также славится ценными сиговыми и лососевыми рыбами. Особой охране принадлежит европейская популяция нельмы, занесенная в Красную книгу как находящийся под угрозой исчезновения вид. На этом фоне ярким примером неготовности к наихудшим сценариям кажется заявляемая в проектной документации сумма экологического страхования в размере 7 млн рублей, что не составит и десятой доли процента от размера возможного ущерба и потерь.

Экологи призывают оператора платформы «Приразломная» заморозить ее установку, и обнародовать планы ликвидации аварий. Также необходимо провести открытое и всестороннее обсуждение проекта, чтобы выяснить его экономическую целесообразность.

« Проблему истощения традиционных запасов нефти мир уже начал решать за счет замещения нефти новыми технологиями, — рассказывает руководитель энергетической программы Гринпис России Владимир Чупров, — в перспективе это инвестиции в повышение КПД двигателей внутреннего сгорания, разработка двигателей на электрической тяге в сочетании с развитием возобновляемой энергетики. Большой потенциал лежит в повышении нефтеотдачи действующих месторождений. Все это, безусловно, даст несравнимо больший экономический эффект, чем проекты на арктическом шельфе».

Согласно «Правилам организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации», прогнозирование аварийных ситуаций «осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий)». (Пункт 5 «Правил»).

Неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м³, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м³ в год.

У России колоссальный потенциал получения и экономии нефти и газа на уже освоенных территориях. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 0,30. Повышение КИН до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти.  Для сравнения: планируемое бурение на месторождении Приразломное будет обеспечивать 7 млн тонн нефти в год.

 





 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина