Экологи: Газпром не готов к установке первой морской буровой установкой в российской Арктике
Экологические организации выпустили заявление, в котором требуют заморозить запланированную на август установку платформы «Приразломная» в Печорском море пока не будут соблюдены все необходимые меры безопасности
В августе 2011 года компания ООО «Газпром нефть шельф» планирует отбуксировать морскую платформу «Приразломная» из Мурманска в Печорское море и начать добычу нефти на арктическом шельфе.
Однако установку платформы и дальнейшее проведение работ осложняет множество негативных факторов, считают Союз охраны птиц России, Социально-Экологический Союз, WWF, Гринпис, и Беллона.
В первую очередь, это тяжелые погодные условия, к которым, по мнению экологов, не приспособлены современные технологии. В холодный период года температура воздуха в районе добычи может снижаться до -40 градусов. Количество штормов достигает 22 в год при средней продолжительности каждого до 9 суток. Средняя высота волн составляет около 4 метров, максимальная - до 13 метров. В районе размещения платформы устойчивой ледяной покров держится в течение 7 месяцев. Толщина ледового покрова может достигать 2 метров, при этом могут образовываться торосы толщиной до 6-8 метров.
«Сегодня же в мире не существует практического успешного опыта ликвидации разливов нефти во льдах объемами более чем несколько десятков тонн, - говорится в заявлении экологов. - В случае аварии объем выброшенной в море нефти может достичь 8-10 тыс. тонн. Ситуация осложняется и тем, что ближайшие аварийно-спасательные службы, способные проводить ликвидационные работы на море, находятся в Мурманске, почти в 1000 км от месторождения».
Платформу «Приразломная» собираются установить на расстоянии 50-100 км от Ненецкого заповедника и ряда федеральных заказников, которые в случае разлива нефти с большой долей вероятности окажутся загрязнены. Промысел наваги, чешско-печорской сельди, а также ценных сиговых и лососевых рыб является традиционной отраслью хозяйственной деятельности местного населения.
«На этом фоне ярким примером неготовности к наихудшим сценариям кажется заявляемая в проектной документации сумма экологического страхования в размере 7 млн рублей, что не составит и десятой доли процента от размера возможного ущерба и потерь», - говорится в заявлении.
Вызывает беспокойство экологов и информационная закрытость проекта. На официальном сайте компании нет ни проектной документации, ни результатов ее открытого общественного обсуждения.
Экологи призывают приостановить установку платформы «Приразломная» и провести открытое обсуждение проекта, чтобы выяснить его экологическую безопасность и экономическую целесообразность. «Сегодня нефтегазовые проекты на Арктическом шельфе имеют две основные проблемы - это недооценка рисков и завышенная оценка способности справиться с этими рисками. В таких условиях нефтедобыча на Арктическом шельфе просто недопустима», - говорит Михаил Бабенко, руководитель проектов по нефти и газу Глобальной Арктической программы WWF.
Общественные организации напоминают, что Россия имеет колоссальный потенциал получения и экономии нефти и газа на уже освоенных территориях. Так, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3, в то время как для энергоснабжения Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год. Крайне низок также коэффициент извлечения нефти (КИН), составляющий 0,30. Повышение КИН до 0,37 позволит обеспечить на действующих месторождениях примерно 75 млн тонн нефти. Для сравнения: планируемое бурение на месторождении Приразломное будет обеспечивать 7 млн тонн нефти в год.
После катастрофического разлива нефти летом 2010 года в Мексиканском заливе во всем мире началась переоценка системы безопасности работ по добыче нефти и газа на море. В ряде случаев были приняты решения об их временной приостановке. Необходимость повышенных мер предосторожности особенно очевидна в Арктике с ее богатой, но крайней ранимой природой.
В России важность таких мер в очередной раз была подтверждена в поручениях, подписанных президентом Д.А. Медведевым по итогам заседания президиума Государственного совета, состоявшегося 9 июня 2011 года в г. Дзержинске.
В них говорится о необходимости обеспечения экологической безопасности при реализации инфраструктурных проектов по разведке, добыче и транспортировке углеводородов на континентальном шельфе Российской Федерации и в ее исключительной экономической зоне, как за счет создания механизмов финансового обеспечения работ (мероприятий) по ликвидации разливов нефти, так и «путем установления особых режимов природопользования в Арктической зоне Российской Федерации, допускающих возможность добычи нефти в ледовых условиях только при наличии у операторов проверенных методов ликвидации разливов нефти подо льдом».
Поручение Президента является органичным продолжением международных и национальных требований, зафиксированных в том числе в «Руководящих принципах нефте- и газодобычи в Арктических морях» (приняты в рамках Арктического Совета), и Правилах организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. No 240).
Так, в соответствии с «Руководящими принципами нефте- и газодобычи в Арктических морях», в разработке и одобрении которых принимала участие и Россия, моделирование аварийной ситуации при составлении планов ликвидации аварийных разливов нефти должно осуществляться на основе негативных сценариев, в том числе для ледовой обстановки.
Согласно Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, прогнозирование возможный аварийных ситуаций «осуществляется относительно последствий максимально возможных разливов нефти и нефтепродуктов на основании оценки риска с учетом неблагоприятных гидрометеорологических условий, времени года, суток, рельефа местности, экологических особенностей и характера использования территорий (акваторий).» (Пункт 5 Правил). Планирование действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов и доведению остаточного содержания углеводородов в окружающей природной среде до допустимого уровня также «осуществляется на основе результатов прогнозирования последствий максимально возможного разлива нефти и нефтепродуктов.» (Пункт 6 Правил).