Четыре завода по сжиганию мусора хотят построить в Петербурге
Петербургские чиновники планируют построить в городе четыре мусоросжигательных завода и поднять коммунальные платежи за переработку мусора в 10 раз. Именно такое будущее ожидает город на Неве в случае принятия программы обращения с отходами.
В программе сделано все, чтобы завуалировать экологическую опасность мусоросжигательных заводов. Так, заводы в программе называются мусороперерабатывающими, однако основная операция, которую предполагается производить с отходами — сжигать их с выработкой энергии. Объем вредных выбросов от заводов программой вообще не оценивается, а говорится лишь о том, что суперсовременные очистные сооружения практически полностью предотвратят вредные выбросы. Однако, как известно, полностью избежать вредных выбросов с мусоросжигательных заводов не удается. Оценка Гринпис по современным заводам-аналогам, оборудованным такими же «суперсовременными» очистными сооружениями, позволяет предположить, что в случае реализации программы в воздух будет выделяться не менее 750 тонн вредных веществ в год, в том числе около 6 тонн — первого класса опасности, включая диоксины. Кроме того, даже по явно заниженным оценкам программы в воздух будет выделяться около 1 млн тонн парниковых газов.
Интересно, что программой предусмотрен рост платежей граждан за переработку отходов на период до 2020 года в 10 раз, а рост общих платежей за вывоз и переработку — в 4 раза. Если учесть, что затраты на строительство заводов в программе сильно недооценены, можно прогнозировать рост коммунальных платежей по линии обращения с мусором в 5-6 раз. Таким образом, жители Петербурга будут вынуждены сами оплачивать потерю собственного здоровья.
«К сожалению, петербургские власти продолжают пребывать в плену мифов о том, что МСЗ — хороший метод избавления от отходов, и пытаются навязать городу самый дорогой и самый грязный из всех возможных вариантов. Если бы власти прислушивались к нашим предложениям, уже сейчас не менее половины объема отходов города собиралось бы раздельно, а на захоронение поступало бы не больше 10% от их изначального объема. С принятием же программы в нынешнем виде чиновники получат только мощный социальный протест и потерю остатков репутации. Остается лишь слабая надежда, что новая городская власть отнесется к решению проблемы более профессионально, чем предыдущая», — сказал руководитель проекта Гринпис России по эффективному использованию ресурсов Игорь Бабанин.
Сегодня
Гринпис направил свои комментарии к проекту программы обращения с отходами в правительство Санкт-Петербурга, в которых указывает на ряд неточностей в расчетах, а также на необходимость рассмотреть альтернативные варианты обращения с мусором.
Еще в сентябре 2008 года
Гринпис предложил альтернативный способ решения проблемы отходов, основанный на широком внедрении раздельного сбора отходов населением, глубокой сортировки на заводах, компостирования органической части и прессования обезвреженного остатка перед отправкой на полигон. Реализация этого комплекса мер обошлась бы в 2-6 раз дешевле для городской казны и карманов петербуржцев, однако власти Петербурга продолжают игнорировать эти предложения. Так, например, во всей программе есть лишь несколько декларативных заявлений о необходимости внедрения раздельного сбора отходов, однако ни конкретные мероприятия, ни их финансирование, ни информационная составляющая не рассматриваются. Из программы видно, что разработчики не знают, что раздельный сбор в нашем городе уже существует, и чтобы он заработал в полную силу, надо лишь грамотно применить административный ресурс.