К сожалению, день рождения...
4 декабря 2011 года исполнится пять лет новому Лесному кодексу, разрушившему систему управления лесами России.
Документ был разработан и принят в рамках партийного проекта «Российский лес» партии «Единая Россия», вопреки практически единодушному мнению профессионального сообщества, что такой кодекс вводить нельзя. Основные авторы нового Лесного кодекса — В.В.Гаврилов, в то время сотрудник Минэкономразвития РФ, и Н.В.Комарова, в то время председатель думского комитета по природным ресурсам и природопользованию.
Подписан новый Лесной кодекс В.В.Путиным, в то время – Президентом РФ. С момента принятия нового Лесного кодекса в него было внесено 17 наборов поправок — такой частоты изменений главного лесного закона страны в России не было никогда.
Прошедшие пять лет только подтвердили правоту профессионалов. Новый Лесной кодекс резко ускорил процессы разрушения системы государственного управления лесами, начавшиеся с ликвидации Федеральной службы лесного хозяйства и Госкомэкологии РФ в 2000 году. Кодекс разрушил экономические основы существования лесного хозяйства, оставив примерно 3/4 его тружеников без работы, и превратив большинство оставшихся в бюрократов, вынужденных тратить основную часть своего рабочего времени на поддержание непомерно возросшего бумагооборота. Леса, за немногими исключениями, превратились в почти беспризорные территории, следствием чего стали катастрофические пожары двух последних лет, массовая гибель лесов от вредителей и болезней, растаскивание лучших лесных земель под разнообразные корыстные нужды.
Есть и другие последствия.
1. Проблемы финансирования лесного хозяйства.
До 2006 года лесное хозяйство было экономически самодостаточной отраслью, а после — превратилось в отрасль, целиком зависящую от бюджетного финансирования. Раньше лесохозяйственные организации на 80-90% обеспечивались за счет доходов от собственной хозяйственной деятельности, теперь же они практически лишены такой возможности. Ещё 5 лет назад бюджет лесхоза представлял собой, образно говоря, «единый лесной кошелек районного масштаба», и, при необходимости, средства моментально направлялись на борьбу с пожарами или иными бедствиями. Теперь же бюджет заранее делится на множество частей, и такой возможности нет.
За время действия нового Лесного кодекса номинальные расходы федерального бюджета на лесное хозяйство утроились, но реальное финансирование лесохозяйственной деятельности существенно сократилось. В результате этого многие необходимые лесохозяйственные мероприятия больше не проводятся. И проводятся так плохо, что не дают никакого эффекта.
Динамика финансирования лесного хозяйства в 2007-2012 г.г., млрд. руб. (без учета эффекта сегментации бюджетов)
2. Новый Лесной закон уничтожил лесную охрану.
Со сменой Лесного кодекса исчезла классическая государственная лесная охрана, основанная на системе лесных обходов. А действовавшая в 2007-2010 гг. редакция документа вообще не предусматривала существование государственной лесной охраны как таковой.
В декабре 2010 года в Лесной кодекс были внесены изменения, которые восстановили лесную охрану «на бумаге» — а попросту говоря, возложили соответствующие обязанности на тех, что не обладает ни временем и ни ресурсами для охраны лесов. Леса России, за исключением отдельных особых случаев, так и остаются крупнейшей в мире беспризорной и неохраняемой территорией. Это послужило одной из главных причин катастрофической ситуации с лесными пожарами, незаконными рубками, и незаконным использованием земель лесного фонда. А ведь пожары и воровство леса ведут к тому, что экономически доступные лесные ресурсы быстро истощаются, ухудшается качество окружающей среды, а обилие дешевой древесины незаконного происхождения делает лесное хозяйство во многих регионах экономически бесперспективным.
Изменение численности работников лесного хозяйства в результате реформ последнего десятилетия
3. С введением нового Лесного кодекса в России появились «бесхозные территории» — ряд категорий лесов и защитных лесных насаждений, на которые в явном виде не распространяется действие лесного законодательства, и за сохранность которых никто не отвечает.
К ним в первую очередь относятся леса и лесополосы на землях сельскохозяйственного назначения, промышленности, транспорта и др., а также большинство лесов на землях поселений.
Как результат — деградация системы полезащитных лесополос, от которых во многом зависит успешность земледелия в засушливых регионах юга России, массовые захваты лесов и «распил» лесных земель, и многочисленные пожары в «ничьих» лесах.
4. Лесники перестали бывать в лесах — им некогда…
Неразумное разделение лесных полномочий между федеральным и региональным властями, а также между «управленческими» и «хозяйствующими» структурами, привело к резкому росту бумагооборота, который к настоящему времени почти целиком подменил и вытеснил реальную работу в лесу.
В настоящее время более 3/4 рабочего времени руководителей и специалистов лесного хозяйства, и не менее половины средств федерального бюджета, выделяемых на лесное хозяйство, расходуются на поддержание бумагооборота, составление всевозможной отчетности, обслуживание комиссий и проверок. Чем выше должность специалиста, тем большую долю времени он должен тратить на бумажную работу – руководители уровня лесничего и выше во многих регионах вообще не имеют возможности регулярно бывать во вверенных им лесах.
5. Утрачена существовавшая ранее система сбора информации о состоянии лесов России (лесоустройство).
Новые системы сбора и обработки этой информации (государственная инвентаризация лесов, лесной реестр) так и не были доведены до сколько-нибудь рабочего состояния. В результате органы управления лесами, за редчайшими исключениями, не обладают ни качественной детальной информацией для нужд хозяйственного планирования (актуальными материалами лесоустройства), ни обзорной статистической информацией о состоянии и динамике лесов страны в целом. В результате важнейшие решения, связанные с развитием лесного сектора, принимаются на основе сильно устаревшей (как правило, на 15-30 лет и более) и принципиально не соответствующей современному состоянию лесов информации.
Проблемы, вызванные законодательством, усугубляются тем, что уже более десяти лет федеральными органами управления лесами руководят люди, не имеющие профильного лесного или смежного образования и подходящего опыта работы. Эти люди формируют свои команды, в основном также состоящие из руководителей без профильного образования и опыта работы, или из достаточно покорных лесных специалистов, не решающихся высказывать собственное профессиональное мнение о происходящем (исключения есть, но они редки и погоды не делают). Кадровая политика федеральных органов власти в значительной степени копируется региональными органами, а в итоге — массовое вытеснение профессионалов из органов управления лесами. В настоящее время профессионалы с профильным образованием и опытом работы уже не оказывают решающего влияния на управление лесами Российской Федерации, что ведет к лавинообразному росту ошибочных и непрофессиональных решений.
В 2011 году, после катастрофических лесных пожаров предыдущего года, финансирование лесного хозяйства из федерального бюджета было заметно увеличено — как оказалось впоследствии, всего лишь на один год. Это временное увеличение бюджета, а также эффект привыкания к безумию нового лесного законодательства и уход из отрасли многих ярких специалистов, несколько снизили остроту конфликтов и проблем, вызванных введением нового Лесного кодекса. Однако, ни одна ключевая проблема, возникшая вследствие введения нового законодательства или унаследованная от более ранних времен, так и не была решена. Многие проблемы даже усугубились благодаря упадку государственного управления, кризисным явлениям в экономике, ряду катастрофических явлений природного характера. Представляется совершенно очевидным, что инерционное развитие ситуации в совокупности с воздействием этих дополнительных факторов приведет к полной разрухе в лесном хозяйстве и окончательной утрате дееспособности системы государственного управления лесами — за исключением, возможно, отдельных регионов, не злоупотреблявших «реформами» и постаравшихся сохранить хотя бы отдельные работающие элементы системы управления лесами.
Ситуация, к сожалению, остается неопределенной. Известно, что где-то во власти зреют очередные большие поправки к Лесному кодексу и смежным законам, и очередные реформы всей системы органов управления лесами. Скорее всего, в 2012 году эти «реформы» затронут как сам Рослесхоз, и его территориальные органы, и подведомственные организации, и органы управления лесами субъектов Российской Федерации, а также, весьма возможно, арендаторов и других лесопользователей. Как и раньше эти «реформы» готовятся в обстановке строгой секретности, не обсуждаются с профессиональным сообществом и гражданами, и потому вряд ли окажутся разумными и успешными.
— Алексей Ярошенко, руководитель лесного проекта Гринпис России