Правительство поддерживает добычу нефти и газа за счет налогоплательщиков и природы
В новом исследовании Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Международный институт устойчивого развития оценивают размеры и эффективность государственных субсидий в нефтегазовый сектор в России.
В
исследовании, которое было представлено 20 февраля на форуме
«Нефтегазовый диалог», организованном Институтом мировой экономики и международных отношений Российской академии наук, выявлены 30 схем предоставления субсидий производителям нефти и газа в России на федеральном уровне в 2009–2010 гг. Среди них – как прямая поддержка (государственное целевое финансирование, государственные кредиты на льготных условиях и т.д.), так и косвенная – например, принятие государством ответственности по возмещению ущерба в результате аварий или предоставление в пользование компаний государственных объектов инфраструктуры на льготных условиях. 17 из данных 30 схем получили в докладе количественную оценку, которая составила 8,1 млрд долл. в 2009 г. и 14,4 млрд долл. в 2010 г. Это эквивалентно 4,2% и 6,0% стоимости общего объема нефти и газа, добытых в России в 2009-м и 2010 г. соответственно.
Две крупнейшие программы государственной поддержки в 2010 году - временные льготы по вывозной таможенной пошлине для нефти, добываемой на новых месторождениях Восточной Сибири (около 4 млрд долл.) и каникулы по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для новых месторождений Восточной Сибири (около 2 млрд долл.).
«Субсидии направляются главным образом на стимулирование разработки новых месторождений, в том числе в Арктике. При этом интенсивный путь развития энергетики практически не находит отражения в государственной политике, - считает Михаил Бабенко, к. э. н., координатор нефтегазового сектора Глобальной арктической программы WWF. – Россия обладает огромным потенциалом для энергосбережения. По оценкам Международного энергетического агентства, если бы в 2008 г. Россия использовала свои энергоресурсы так же эффективно, как Канада, Швеция или Норвегия, она бы сэкономила более 200 млн тонн нефтяного эквивалента в расчете на первичный спрос, что составляет примерно 30% от энергопотребления в России и 100% энергопотребления в Великобритании». Так, по оценкам WWF, неэффективное сжигание газа на российских ТЭС ведет к ежегодной потере 40-50 млрд м3 газа, в то время как для энергоснабжения всей Москвы необходимо около 30 млрд м3 в год. А повышение проектного коэффициента извлечения нефти на 5% (с 37% до 42%) приведет к увеличению извлекаемых запасов более чем на 4 млрд т. Для сравнения: запасы на арктическом Приразломном месторождении в Печорском море, которое компания «Газпром» планирует начать осваивать в ближайшее время, составляют всего 72 млн т нефти.
В глобальном масштабе субсидирование добычи нефти, газа и угля способствует снижению цен на них на мировом рынке и росту потребления ископаемых топлив. Это, в свою очередь, ведет к увеличению выбросов парниковых газов и является одним из факторов изменения климата, считает WWF.
«Задача, которую мы ставили в рамках исследования, выходит за рамки простой арифметики и подсчета объемов субсидирования. Наша цель – это дать толчок дискуссии вокруг эффективности развития нефтегазового сектора, вопрос о том, сколько будет стоить развитие углеводородов в Арктике, если начнется настоящая нефтяная лихорадка в этом регионе, а также заставить задуматься о том, какой эффект может дать аналогичный уровень поддержки для возобновляемых источников энергии. Пока вопросов больше, чем ответов, но настала пара задаваться этими вопросами и пытаться найти на них ответы», - говорит Иветта Герасимчук, автор исследования, эксперт WWF и Международного института устойчивого развития.
Как ожидается, некоторые из описанных в докладе форм государственной поддержки нефти и газа скоро перестанут существовать. В частности, с 1 января 2012 г. в России действует новое законодательство, ограничивающее возможности для трансфертного ценообразования. Как ожидается, оно ликвидирует данную форму государственной поддержки доходов компаний, исчисляемую миллиардами долларов в год.
Вместе с тем, WWF прогнозирует рост абсолютной величины субсидирования добычи нефти и газа в России на федеральном уровне, так как в ближайшем будущем в гораздо больших масштабах начнут действовать несколько новых программ субсидирования добычи нефти и газа (например, целый ряд налоговых каникул по НДПИ для новых шельфовых месторождений: к северу от Северного полярного круга, в Азовском и Каспийском морях, в Черном и Охотском морях).