Комитет всемирного наследия ЮНЕСКО, ежегодная сессия которого завершилась сегодня в Санкт-Петербурге, принял достаточно жёсткое решение в отношении Байкальского ЦБК, а также возможной разработки Холоднинского месторождения вблизи Байкала.
В настоящий момент есть только одна возможная угроза от разработки полезных ископаемых на территории центральной экологической зоны Байкала: Холоднинское месторождение полиметаллических руд, лицензия на разработку которого выдана ООО «ИнвестЕвроКомпани», аффилированной с группой компаний «Метрополь».
Владелец «Метрополя» М. Слипенчук рекомендации Центра Всемирного наследия ЮНЕСКО, направленные на сохранение озера Байкал, поддержал. Однако пункт решения против разработки полезных ископаемых комментировать не стал. С неофициальным переводом решения сессии Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО по оз. Байкал можно ознакомиться здесь.
Решение: 36 COM 7B.22 Озеро Байкал (Российская Федерация)
Комитет всемирного наследия,
1. Изучив документ WHC-12/36.COM/7B.Add,
2. Возвращаясь к решению 35 COM 7B.23, принятому на своей 35-й сессии (ЮНЕСКО, 2011),
3. Отмечает с серьезной озабоченностью, что разрешение на деятельность Байкальского целлюлозно-бумажного комбината (БЦБК) было продлено до 2015 г. без принятия соответствующих мер по решению проблемы сброса сточных вод в озеро, и призывает страну – участницу Конвенции вернуться к обязательству, взятому ей на 34-й сессии (Бразилиа, 2010) создания и внедрения системы замкнутого водоснабжения к декабрю 2012 г;
4. Просит страну – участницу Конвенции в случае, если внедрение замкнутого водооборота не будет обеспечено к декабрю 2012 г, закрыть Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат (БЦБК), и считает, что продолжающаяся деятельность БЦБК без принятия соответствующих мер в связи со значительным негативным воздействием на окружающую среду будет представлять четко определенную опасность для выдающейся универсальной ценности объекта, что определено параграфом 180 Операционного руководства;
5. Приветствует усилия страны – участницы Конвенции по развитию альтернатив социально-экономического развития города Байкальск и его окрестностей, но также считает, что чем дольше будет приниматься адекватное решение по решению проблемы воздействия Байкальского целлюлозно-бумажного на окружающую среду, тем более ограниченной будет эффективность этих попыток;
6. Далее считает, что изменения в специальном Законе о Байкале, которые разрешат разработку месторождений полезных ископаемых в Центральной экологической зоне, будут представлять четкую потенциальную опасность для выдающейся универсальной ценности объекта в соответствии с параграфом 180 Операционного руководства, и вновь напоминает о своей твердой позиции о том, что добыча полезных ископаемых несовместима со статусом всемирного наследия;
7. Также просит страну – участницу Конвенции выполнить рекомендации совместной реактивной мониторинговой миссии центра всемирного наследия и МСОП 2011 г. И, в частности:
a) помочь БЦБК в получении в срочном порядке необходимых инвестиций для эффективного внедрения системы замкнутой системы водооборота и обеспечить, чтобы эти инвестиции были использованы именно на данные цели, а не на усиление существующей системы производства,
b) продолжить эффективное внедрение долговременной альтернативной стратегии жизнеобеспечения города Байкальск,
c) разработать на основе положений существующего специального Закона о Байкале комплексный план управления и долговременное планирование для данного объекта всемирного наследия, которые полностью учитывать все предлагаемые проекты, включая мега-проект, предлагаемый для развития Специальной экономической зоны для туризма в Бурятии, для того, чтобы гарантировать, что эти проекты будут осуществляться таким образом, чтобы они были совместимы с выдающейся универсальной ценностью и условиями целостности данного объекта. Такой комплексный план управления должен также учитывать варианты для решения проблемы воздействия, связанного с загрязнениями, поступающими в озеро от рек Верхняя Ангара и Селенга;
8. Выражает свою озабоченность возможным прямым и косвенным воздействием развития Специальной экономической туристической зоны «Байкальская гавань» и кроме того просит страну – участницу Конвенции представить оценку воздействия на окружающую среду, включающую оценку потенциального воздействия на выдающуюся универсальную ценность объекта в Центр всемирного наследия в соответствии с параграфом 172 Операционного руководства;
9. Выражает свою крайнюю озабоченность по поводу Федерального закона No. 365-ФЗ от 30 ноября 2011 г., который значительно ослабляет охранный статус природных заповедников и по этой причине может воздействовать на выдающуюся универсальную ценность объектов всемирного наследия в Российской Федерации, а также повторяет свою просьбу к стране – участнице Конвенции предпринять соответствующие юридические меры дл обеспечения высокого уровня охраны объектов всемирного наследия на совей территории в соответствии с параграфом 15(f) Операционного руководства;
10. Рекомендует, чтобы все юридические вопросы, касающиеся природных объектов наследия в Российской Федерации, которые состоят из ООПТ федерального и регионального уровня, решались на основе всеобъемлющего национального законодательства для защиты и управления объектов всемирного природного наследия с целью обеспечения выполнения страной – участницей Конвенции своих обязательств по Конвенции и, кроме того, просит страну – участницу Конвенции провести семинар на высоком уровне для помощи в развитии такого законодательства при консультациях с Центром всемирного наследия и МСОП;
11. Кроме того просит страну – участницу Конвенции представить в Центр всемирного наследия к 1 февраля 2013 г., отчет о состоянии сохранности всех составляющих ООПТ объекта, включая Забайкальский и Прибайкальский национальные парки, а также по выполнению пунктов, изложенных выше, для изучения Комитетом всемирного наследия на своей 37-й сессии в 2013 г, с целью рассмотрения, при отсутствии значительного прогресса, включения объекта в Список «Всемирное наследие под угрозой».