Конференция ООН по климату в Дохе: платить сейчас или расплачиваться в будущем?
В столице Катара сегодня открылась восемнадцатая конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (КС-18). Самым важным вопросом станет решение по немедленной помощи наиболее слабым и уязвимым странам.
На повестке дня три разноплановых вопроса: немедленные действия по помощи наиболее слабым и уязвимым странам, решение по принципам построения нового глобального соглашения по климату и решение о начале второго периода обязательств по Киотскому протоколу.
В конце 2011 года, на прошлой конференции ООН по климату в Дурбане все страны сошлись во мнении, что антропогенные изменения климата столь велики и опасны, что необходимо новое глобальное соглашение по климату, которое бы ограничивало влияние человека на уровне не более 2С глобального потепления. При этом экологические организации и очень многие страны выступали за ограничение на уровне 1,5С. Перед конференцией в Дохе вышло несколько докладов (ЮНЕП, Мировое энергетическое агентство, Всемирный банк), показывающих, что такая задача технически выполнима, хотя и очень сложна, ведь уже сейчас глобальное потепление достигло 0,8С. Нужны и скоординированные национальные меры всех крупных стран и масштабное сотрудничество. Именно ему и посвящена конференция. Обсуждения изменений климата как таковых на ней не предполагается, это будут финансово – экономические переговоры, которые продлятся две недели. Ожидается участие 17 тысяч человек из 195 стран мира, что делает конференцию в Дохе действительно всемирным мероприятием.
Вопрос 1
«Главную тему конференции можно выразить в одной фразе - платить за постепенное снижение выбросов сейчас или расплачиваться многократно большими суммами через 30-50 лет, когда изменения климата станут гораздо сильнее – говорит Алексей Кокорин, руководитель программы «Климат и энергетика» WWF России. – Если не начать эту работу сейчас, то позже очень велик риск вынужденных и дорогостоящих мер по радикальному снижению выбросов».
В Дохе будут сделаны лишь первые шаги по построению нового климатического соглашения, в целом его планируется разработать к концу 2015 г., а вступить в силу оно должно с 2020 г. Суммы международной помощи, о которых идет речь очень велики (на 2020 год 100 млрд. долларов в год), и схемы взаимного контроля должны быть очень тщательно проработаны, поэтому быстрого прогресса ожидать не приходится. Соглашение должно базироваться на единых для всех крупных стран правовых принципах, которые и будут обсуждаться на конференции.
Вопрос 2
«Самым громким делом конференции будет второй период обязательств по Киото. Будут очень эмоциональные дебаты, а голосование состоится в последний день, скорее даже еще позже – ночью после последнего дня, - говорит Алексей Кокорин. - Однако это чрезмерное внимание, Доха гораздо шире и важнее, чем Киото, ведь в этом протоколе обязательства по выбросам принимают только развитые страны, а сейчас речь идет о другом – как остановить и затем снизить выбросы всех крупных стран, прежде всего, Китая и Индии».
Киотский протокол уже выполнил все стоявшие перед ним задачи. Развитые страны сократили выбросы на 5%, даже если учесть рост выбросов в США, которые формально в нем не участвовали. Механизмы сотрудничества опробованы и вся климатическая тематика широко «развернута» на глобальном уровне.
Япония, Канада и Россия решили не участвовать в Киото-2, где главным действующим лицом стал Европейский Союз (ЕС). В Киото-2 ЕС намерен помогать наименее развитым странам через проекты по снижению выбросов в рамках механизма чистого развития (МЧР). Будут поддержаны ЕС и несколько тысяч уже существующих проектов МЧР в Китае, Индии и других странах.
«Теперь Киото-2 стал промежуточным видом экономического сотрудничества, который имеет смысл только из-за того, что не удается быстро принять новое соглашение, - добавляет Алексей Кокорин. - Жаль, что отказ России от участия в Киото-2 приведет к прекращению 100-150 российских киотских проектов, что принципиально отличает нас от Канады или Японии. Такая жертва вряд ли хоть как-то ускорит работу над новым соглашением. Скорее подобный «альтруизм» вызовет обратный эффект – экономически невыгодная стране самоизоляция будет воспринята как игнорирование проблемы климата».
Вопрос 3
Самым незаметным, но практически самым важным, делом Дохи будут решения по немедленной помощи наиболее слабым и уязвимым странам. Они уже в ближайшие годы могут помочь 2 миллиардам людей. Речь идет о начале практической работы Зеленого климатического фонда и о поддержке разработки и выполнения национальных планов адаптации к изменениям климата. Третья и, вероятно, самая масштабная мера – прекращение сведения тропических лесов, включая экономическую поддержку и финансовые компенсации.
Перед конференцией в Дохе Россия заявила, что будет участвовать в данном финансировании, но не входя в число главных мировых доноров, на добровольной основе, и самостоятельно выбирая получателей помощи – страны СНГ.
«Это очень важное и своевременное дело, в частности, для стран Центральной Азии, где изменения климата гораздо больше, чем в России, а вода там - серьезная проблема. Объявить в Дохе о конкретных суммах и масштабах нашей помощи на ближайшие 5-10 лет было бы очень своевременно» - считает Алексей Кокорин.
Алексей Кокорин, руководитель программы
«Климат и энергетика» WWF России, будет работать в Дохе и доступен по адресу:
akokorin@wwf.ru
Позиция российских общественных организаций и обзор состояния международных переговоров по климату можно
посмотреть здесь.