Беспризорное наследие
Проект постановления предполагает отмену действующего перечня объектов федерального экологического надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ ещё в 2009 году. Вместо него вводятся некие критерии отнесения различных объектов к «категориям хозяйственной деятельности». Документ устанавливает, что федеральный экологический надзор осуществляется только на объектах «первой категории» и из их перечня исчез важнейший пункт из действующего пока постановления от 31марта 2009 года – «объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия».
В случае, если новое постановление примут, объект всемирного наследия (если он не находится на федеральной ООПТ или на Байкальской природной территории) окажется по сути безнадзорным. Контролировать эти территории смогут только региональные природоохранные органы, которые подчиняются региональным властям и, в большинстве своем, не способны эффективно противостоять попыткам разрушения ценных природных комплексов.
Возможно, территории мирового наследия просто забыли включить в этот список объектов, подлежащих федеральному надзору. В то же время, в нем упомянуты водно-болотные угодья, имеющие международное значение. Поэтому велика вероятность, что это не случайность. В последние годы, практически
половине российских объектов всемирного природного наследия угрожают различные проекты строительства, добычи полезных ископаемых или изъятия земель. Все они осуществляются, несмотря на многочисленные решения Комитета всемирного наследия о том, что это не допустимо. Ни в одном из этих случаев Росприроднадзор, как орган федерального экологического надзора, не проявлял должного рвения, чтобы остановить нарушения и привлечь виновных к ответственности.
Особенно показательны ситуации с объектами всемирного наследия «Девственные леса Коми» и «Золотые горы Алтая».
В случае с геологоразведочными работами на территории всемирного наследия «Девственные леса Коми», которые признаны незаконными Генпрокуратурой РФ, Управление Росприроднадзора по Республике Коми всячески поддерживает эт иприродоразрушающие действия.
Учитывая подобные события, вполне можно предположить, что Минприроды было бы радо снять с себя ответственность за скандалы, связанные с объектами мирового наследия.
Конвенция о всемирном природном и культурном наследии ЮНЕСКО предполагает, что государства-участники обязаны создавать специальные службы для охраны, сохранения и популяризации наследия. Кроме того, согласно Конституции РФ международное право находится в исключительном ведении Российской Федерации, а требования международных договоров и Конвенций имеют приоритет перед нормами Российского законодательства. Таким образом, исключение объектов всемирного наследия из перечня объектов федерального экологического надзора противоречит как Российскому законодательству, так и международным обязательствам России.
Гринпис России обратился к Министру природных ресурсов и экологии РФ Сергею Донскому и Председателю Правительства РФ Дмитрию Медведеву с требованием разобраться в этой странной ситуации.