Круглая восьмерка
Екатерина Григорьева, Кирилл Привалов
"Главный сюжет предстоящего саммита G8 - сам факт председательства России". Это, может, и не общее мнение, но по крайней мере так сказал "Известиям" один из европейских шерп - ближайших помощников лидеров "восьмерки". Право проведения саммита означает не формальное, а реальное присоединение страны к самому влиятельному международному клубу. "Известия" попытались понять, изменится ли от этого что-нибудь как для страны-председателя, так и для самой G8.
Борис Ельцин, благодаря которому G7 в 1997 году формально превратилась в G8, в компании остальных лидеров все равно проводил лишь несколько часов - огромное количество тем оставалось закрытыми для России. И, собственно, G7 тихо продолжала свое существование - всегда находились вопросы, которые лучше обсуждать "на семерых". По-настоящему "умирает" G7 только в этом году: министры финансов впервые проводят полноформатную встречу "на восьмерых" (хотя многие по-прежнему считают это декорацией), саммит проходит в Петербурге, а Владимир Путин на год принимает на себя звание "лидера лидеров".
От "шестерки" до "восьмерки" Все начиналось с желания сильных мира сего поговорить без лишних глаз и ушей. В начале 70-х годов министры финансов Франции и ФРГ - Валери Жискар д'Эстен и Гельмут Шмидт - решили, что им есть что обсудить в кругу коллег из наиболее экономически развитых стран. А в ноябре 1975-го главы государств и правительств США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии приехали в гости к ставшему к тому времени президентом Жискару д`Эстену в замок-резиденцию под Парижем, где и прозвучали слова из Декларации 17 ноября, ставшей исторической: "Мы собрались потому, что разделяем общие мнения и общую ответственность... Рост и стабильность наших экономик помогут процветанию всего индустриального мира и развивающихся стран..."
Начало работы G7 было ответом на экономический кризис начала 70-х, и, как полагают многие эксперты, ответом вполне успешным. Стал воспоминанием "нефтяной шок", ушло в прошлое противостояние Франции и Соединенных Штатов из-за долларового диктата. В 1980 году на саммите в Венеции были обозначены новые приоритеты "грандов": обуздание инфляции, борьба с безработицей, решение вопроса с долгами "третьего мира"...
Опасности энергобезопасности Обязанностей в председательстве все равно больше, чем почета. В том числе и тех, что следуют из выбора ключевых вопросов. В сфере энергетической безопасности (она, как предполагается, должна представить страну-председателя с самых выигрышных позиций) таится, как минимум, два острых угла. Первый - это европейская Энергетическая хартия (после украинского газового конфликта от России все активнее требуют ее ратифицировать). Безопасной энергетика может быть только тогда, когда не завязана на одного поставщика - таков базовый принцип хартии. Причем это касается не только покупателей (страны ЕС обязаны ограничивать закупки из одного источника), но и производителей - у разных компаний должен быть равный доступ к добыче и транспортировке. Россия в силу внутренних причин взять на себя такие обязательства не готова, то есть, с точки зрения лоббистов хартии, энергетически безопасной считаться не может. И эта риторика будет только возрастать.
Вторая проблема пока куда менее заметна - активизировавшийся во многих странах G8 поиск более экологичных и более дешевых, чем нефть, источников энергии. Здесь России пока сказать особо нечего (ядерную энергетику положительно воспринимают далеко не во всех странах). Плюс еще один момент, отчасти имиджевый: "У вас в России энергопотребление на человека в 4 раза выше, чем в Европе!" - возмущаются западные эксперты. Для многих членов G8 и энергосбережение, и экология - давние "пунктики", без которых обсуждать энергетическую безопасность они просто не в состоянии.
"Клуб сильнейших" G7 всегда была не просто международной структурой, а клубом. Всю подготовительную работу возглавляют и координируют шерпы, которые встречаются между собой обычно четыре раза в год.
Российский шерпа - помощник президента РФ Игорь Шувалов. G8 создает рабочие, экспертные и целевые группы по направлениям. Сейчас действуют Группа высокого уровня по вопросам нераспространения оружия массового уничтожения, Римская/Лионская группа по борьбе с терроризмом и оргпреступностью, Группа контртеррористических действий, Группа личных представителей лидеров по связям с руководителями африканских стран... В среднем по линии G8 за год проходит от 60 до 80 международных мероприятий.
Итоги саммитов в принципе никаких юридических обязательств на страны не накладывают, они задают скорее общий вектор. Но, как правило, принимаемые решения выполняются почти беспрекословно, будь то списание долгов странам Африки или финансирование разработки вакцины против ВИЧ. Некоторые решения "клуба сильнейших" требуют от стран не столько денег, сколько политического ресурса. Например, инициатива по усилению контроля над переносными зенитными ракетными комплексами (ПЗРК), которая заставила Москву проводить долгие и порой скандальные переговоры с ближайшими соседями.
Россия, несмотря на то что формально является полноправным членом G8, иногда становится не донором, а объектом финансирования. Так, например, на саммите в Кананаскисе в 2002 году было учреждено так называемое Глобальное партнерство против распространения оружия и материалов массового уничтожения. В итоге наиболее развитые страны финансируют в России программы по уничтожению химического оружия и утилизации атомных подлодок.
"Мы бы чувствовали себя как на сцене" G8 уже не раз пыталась вернуться к своим корням и устроить, как 30 лет назад, действительно тихую и удобную для тесного общения лидеров встречу. Именно эту цель преследовал канадский премьер Жан Кретьен, решив провести саммит в экзотическом Кананаскисе, отчасти того же добивался Тони Блэр, предложив тихий шотландский Гленинглс. Но настоящего уединения уже не получается - на лидеров ложится слишком большое количество публичных обязанностей. В итоге российское председательствование ломает так до конца и не устоявшуюся традицию: не проводить саммиты в крупных городах.
Зато остается неизменным желание лидеров по максимуму оградиться от внешнего мира. Но вовсе не из-за антиглобалистов - они, по большому счету, лично лидерам не мешают. А основная причина- издержки большой политики. "Даже под одной телекамерой работать невозможно, мы чувствовали бы себя как на сцене", - объяснял после Глениглса страсть героев "восьмерки" к уединению Путин.
Собственно, поэтому большинство встреч лидеров и проходит в закрытом режиме. Но и тут есть своя специфика. Так, часть встреч имеет четкую повестку (которой, впрочем, лидеры не обязаны строго следовать), и на них, как правило, присутствуют не только сами лидеры G8, но и "гости", приглашаемые в зависимости от темы обсуждения. А самое главное происходит совсем за кадром, за неофициальными обедами и ужинами. Там лидеры не стеснены ни повесткой, ни присутствием журналистов, ни необходимостью объявлять какие-либо официальные итоги переговоров, а единственное, что поддается регламентации, это меню.
* * *
Вехи истории "большой восьмерки" 1975 год - в Рамбуйе (Франция) впервые встречаются главы пяти наиболее экономически развитых стран.
1976 год - к "пятерке" присоединяются Италия и Канада. 1980 год - на саммите в Венеции G7 превращается из чисто экономической организации в геополитическую - принята резолюция, осуждающая ввод советских войск в Афганистан. 1991 год - впервые на проходящий в Лондоне форум G7 приглашен президент СССР Михаил Горбачев. 1994 год - на саммите в Неаполе Борис Ельцин впервые участвует в политической части переговоров. 1997 год - в Денвере (США) впервые проходит саммит "восьмерки". 2002 год - на саммите в Кананаскисе (Канада) принято решение о передаче России в 2006 году функций председателя G8.