Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Предложения НПО

Предложения НПО по энергетической безопасности


Благотворительный фонд «Родник», Челябинский государственный университет

Большое число существующих проблем связано с экологией и энергетической безопасностью, поэтому хотелось бы выдвинуть тезис о переходе на возобновимые виды энергии и сокращение добычи нефти и газа – данный шаг позволит решить вопрос относительно энергетической безопасности стран мира, а также позволит значительно сократить неблагоприятное воздействие человека на окружающую среду. Безусловно, уже давно ведутся разработки по данному вопросу, но широкого распространения они не получили. В данном случае следует форсировать указанный процесс, пока человечество не пришло к глобальной экологической катастрофе. К тому же все возрастающая добыча энергоресурсов ведет к образованию пустот в земной коре и в случае продолжения подобных действий не исключены различные катастрофы.

Балаковское отделение Всероссийского общества охраны природы (БГО СОО ОО «ВООП»)

1. Прекратить скрытое и явное субсидирование атомной энергетики из государственных бюджетов ;

2. Объединить усилия по разработке и внедрению безопасных технологий освоения возобновляемых источников энергии;

3. Контролировать выполнение программ и работ по реабилитации радиационно -загрязненных территорий;

4. Не допустить превращения России в общемировую «свалку» радиоактивных отходов.

Красноярская региональная общественная организация «Экологическая Ассоциация»

• Принять законы, способствующие развитию возобновляемой и малой энергетики;

• Создать экономические и юридические механизмы, способствующие быстрому переходу предприятий на энерго- и ресурсосберегающие технологии и способы деятельности;

• Создать экономические и юридические механизмы, обеспечивающие конкурентные преимущества наиболее чистой, безопасной для среды и людей, ресурсосохраняющей продукции;

• Отказаться от развития отраслей энергетики, чреватых серьезными негативными последствиями для природы и людей (напр. атомная энергетика)

Оренбургская областная добровольная общественная организация «Зеленый комитет»

Ограничение в развитии атомной энергетики в России и за рубежом в связи с высокой степенью аварийности оснований фундаментов реакторных отделений АЭС, которые могли привести к «чернобылям» в дочернобыльский период развития «мирного атома» при сопоставлении нормативов (СНиП) строительства с «формулой В.Н.Домбровского». Результаты научных исследований публикуются с 1977 года в России и за рубежом, включая США.

Союз экологов Республики Башкортостан
Ассоциация юристов-экологов России


Cоздание механизмов международного права по ограничению экспансии нефтегазовых транснациональных компаний на освоение шельфа северных морей

-разработка дополнительных международных соглашений между Россией, Казахстаном , Ираном, Азербайджаном, Туркменистаном о сохранении Каспия и его биоресурсов при разработке нефтегазовых месторождений в Каспийском регионе;

-ратификация Россией Стокгольмской конвенции по СОЗ;

-присоединение России к Орхусской конвенции;

-реализация на международном и национальном уровне механизмов Киотского протокола;

- разработать и принять правовую норму , регламентирующую порядок отнесения новых технологий к категории «наилучшие существующие технологии» (ВАТ)

Смоленская региональная общественная молодежная организация «Рассвет-С»

Участие государств стран «восьмерки» в поддержке развития альтернативных (экологически чистых) источников энергии. Влияние новых экологических форм градостроения на контекст современной урбанизации.

Способствовать внедрению в современную систему образования основ эколого-экономических ценностей.

Сконцентрировать деятельность стран «восьмерки» на сбалансированную политику в области эколого-экономического развития государств.

Поддержка деятельности международных НПО, работающих в области экологической безопасности, образования, защиты окружающей среды, урегулирование региональных конфликтов.

Группа общественной экспертизы ТЭО строительства ДВ АЭС

Рассмотреть и принять концептуальный порядок выбора энергоисточника на основе "социально-экологического" подхода:

1. Моделируется максимальная авария на альтернативно сравниваемых типах электростанций, приоритет остаётся за той, у которой:
- наименьшие человеческие жертвы;
- наименьший экологический и социальный ущерб с учётом отдалённых последствий.

2. Энергоисточник должен быть эколого-экономически приемлемым для данной территории.

3. Приоритет остаётся за электростанцией, работающей на возобновляемой природной энергии.

Гражданское объединение «Зелёная Альтернатива» (ГРОЗА)

1. Выработать стратегию приоритетного развития возобновляемых энергоисточников и энергосбережения.

2. В срочном порядке обеспечить реальное выполнение положений Киотского протокола в тех странах Восьмёрки, в которых он ратифицирован. Призвать страны, до сих пор не ратифицировавшие Киотский протокол, к скорейшей его ратификации.

3. Создать экономические условия для возможного выбора потребителями (в том числе индивидуальными) типа энергоисточника, который он будет использовать, потребляя электроэнергию из сети (ветер или солнечная энергия или газ или атомная… и т.д.)

4. Постепенный отказ от создания крупных, уязвимых для террористических атак единичных мощностей энергоисточников, особенно АЭС.

5. Исключить скрытое субсидирование атомной энергетики. Политику в отношении атомной энергетики сделать более открытой для общественного участия.

6. Создать прозрачные для общества механизмы накопления и использования ресурсов для вывода из эксплуатации АЭС, выработавших проектный ресурс.

7. Обеспечить общественное участие при формировании энергетической политики.

Экологический центр «Дронт»

Нужны четкие действия по содействию на международном уровне развитию возобновляемой энергетики (в первую очередь через обеспечение доступа к новейшим технологиям и через государственное содействие их внедрению) и по включению в стоимость электроэнергии всех затрат по работе с отходами (в первую очередь – в атомной энергетике).

Кольский Координационный Экологический Центр «ГЕЯ»

· обеспечить общественное участие при формировании энергетической политики.

· Обеспечить использование только экологически чистых технологий при добыче и транспортировке углеводородов в Арктике;

· обеспечить сохранение арктических экосистем, в том числе через создание зон, закрытых для нефте-газо добычи;

Ассоциация «Партнёрство для развития»

Создать международную энергетическую стратегию направленную на рациональное использование энергетических ресурсов т.е. - увеличение доли альтернативных (возобновляемых) источников энергии, повышение эффективности использования энергии, в первую очередь за счет распространения экономических инструментов и технологий, расширить исследования в области возобновляемых источников энергии и способах повышения их конкурентоспособности. Снижение ущерба окружающей среде при добыче, транспортировке, переработке и использовании традиционных энергетических ресурсов, хранении и захоронении отходов, образующихся на всех этапах их жизненного цикла. Атомная энергетика не может считаться приемлемым направлением
с точки зрения повышения мировой энергетической безопасности и создания эффективной энергетики, т.к. радиоактивное сырье является потенциально опасным ресурсом а современные ядерные технологии несут в себе груз нерешенных до настоящего времени проблем и обладают серьёзными ограничениями.

ТРБОО «Сибирское Экологическое Агентство»

1. Пересмотр планов по утилизации оружейных ядерных материалов с отказом от производства МОКС-топлива с использованием оружейного плутония.

2. Недопущение строительства атомной станции в Иране. Даже если уран будут обогащать в России и тем самым лишат Иран доступа к созданию уранового ядерного взрывного устройства, то Иран получит работающий реактор для облучения урана с получением плутоний-содержащего ОЯТ, откуда захочет его выделять

3. Выработка общей для Большой восьмерки энергетической политики с приоритетом развития возобновимых источников энергии

Общественное движение русское-национально-культурное объединение Тюменской области «Лебедь»(Н.Чистякова)

1. При построении глобальной энергетической стратегии исходить из необходимости глобального мирового энергосбережния, главной сутью которого является приближение зон потребления энергоресурсов ( нефти, газа и пр.) к зонам нефтегазодобычи (производства энергоресурсов) , что позволит снизить самые значительные потери ресурсов ( до 15 %) при их транспорте , в том числе коммерческие (воровство) , технические (аварии, затраты энергии на транспорт и пр.) и террористические(потери в результате террористических актов), а также исключит экологические риски.

Странам Большой Восьмерки необходимо пересмотреть отношение к «мировой карте потребления энергоресурсов» и исходить из того, что в ближайшем будущем население планеты будет и должно сосредотачиваться вблизи «мировых энергетических батареек» (зон нефтегазодобычи и пр.).

2. «Ресурсы – достояние планеты»

Признать крупные нефтяные и газовые месторождения, нефтегазовые провинции - объектами международного значения, состояние и выработка запасов которых требует международного мониторинга, в первую очередь на предмет ухудшения состояния запасов, вследствие некачественного энергоменеджмента компаний и государственных чиновников, по аналогии с контролем МАГАТЭ за состоянием ядерных объектов, контролем состояния памятников культуры и истории всемирного значения.

Необходимо исходить из того, что «Ресурсы с тысячелетней историей их формирования - более вечны, приоритетны и долгосрочны, чем страны, политические системы , идеологии и философии»

3. Осуществлять мониторинг стратегий недропользования (стратегий развития ТЭК), в странах, где сосредоточены основные мировые запасы нефти, газа, иных энергоресурсов, в связи с тем , что рост нефтяных ( газовых доходов) имеет отрицательную корреляцию с состоянием нефтяного менеджмента, т.е. заметно ухудшает его качество вследствие развития кулуарности принятия решений, сужения сферы действия демократических процедур, доминирования фискальной составляющей в ущерб научному и аналитическому сопровождению процесса недропользования и пр. Ухудшение состояния нефтяного менеджмента ведет в свою очередь к ухудшению состояния запасов, агрессивной нефтегазодобыче, росту потерь нефти в пласте и снижению конечной нефтеотдачи.

Организовать специальное международное совещание, посвященное состоянию нефтяного менеджмента в России, приоритетной темой которого обозначить факт снижения среднего коэффициента нефтеотдачи в России за последние годы почти в два раза , по сравнению с 1950 года и в 1,5 раза в сравнении с США , где структура запасов хуже. Более того на 25 % снизился проектный КИН равный в среднем 50-53%( коэффициент нефтеизвлечения) равный в среднем 50-53%. По оценкам академика РАЕН, д.т.н. Е.Козловского потеряно до 15 млрд.тонн потенциально извлекаемых запасов. ( «Увеличение отдачи нефтяных месторождений как стратегия оптимального воспроизводства нефтедобычи» , «промышленные ведомости», ноябрь 2005 года, № 11)
Вести мониторинг принятия управленческих решений в сфере недропользования, в том числе контроль прецедентов исключения экспертов из законотворческих и иных процедур принятия важных государственных решений.

Режим усиленного мониторинга включать после того, как доля нефтяных доходов бюджета страны (оцененная экспертами из разных стран, включая доходы экспортеров и перепродавцов ресурсов) превысит 50 % всех доходов бюджета страны, т.е. когда экономика страны приобретает, очевидно сырьевую направленность.

4. Кардинально пересмотреть отношение к Фондам будущих поколений, формируемым за счет нефтяных доходов, в условиях, когда отсутствует «мировой эталон денег», появляются альтернативные мировые валюты , обслуживающие глобальные товарные потоки ( евро и пр.), резко варьирует содержание золота в долларе, нарастает угроза, «сдувающихся в один миг финансовых миров» , а цены на запасы растут быстрее, чем котировки и курсовые стоимости мировых валют.
Признать, что в сложившихся современных условиях на мировом финансовом рынке, преждевременная трансформация ресурсов существенно затрагивает интересы и права будущих поколений, а Фонды будущих поколений необходимо сохранять в ресурсах, а в не в денежном эквиваленте.

5. Выработать рекомендации о критической доле нефтяных доходов в бюджетах стран экспортеров нефти. Признать, что превышение критического уровня нефтяных доходов в бюджетах стран является признаком того, что экономические, финансовые , нефтяные государственные менеджеры страны возможно не справляются с управлением государственной экономикой.

Выработать рекомендации по ограничению роста доходов энергетических транснациональных нефтяных компаний (ТНК) в сравнении с бюджетами стран –экспортеров, в которых они осуществляют свою деятельность (в том числе ограничение «процентного соотношения между доходами компании и доходами бюджета» и темпов опережающего роста) в связи глобальной угрозой приближения по влиянию и прочим параметрам, масштабов ТНК к масштабам государств.
Выработать иные критерии , позволяющие сохранять экономический суверенитет стран-экспортеров ресурсов при развитии в них качественного энергоменеджмента.

Организовать разработку системы объективных международных критериев, позволяющих оценить развитие и состояние экономики в сырьевых странах, и состояние нефтяного менеджмента в них.

Разработать систему поощрений для стран-экспортеров, выполняющих рекомендации международного сообщества, нацеленные на сохранение энергетической безопасности.

6.Разработать систему мер для стран-экспортеров нефти, закрепивших в своем законодательстве всенародные выборы Министра топлива и энергетики ( главного нефтяного менеджера страны). По опыту провинции Альберта ( Канада).
Мониторинг принятии управленческих решений в сфере недропользования, в том числе контроль прецедентов исключения экспертов из законотворческих и иных процедур принятия важных государственных решений.

7.Признать несправедливым искусственное нивелирование географических энергетических преимуществ ( подобных - климатическим преимуществам признанных мировых зон отдыха, культурно-историческим преимуществам стран Европы и пр.), заключающееся в осреднении цен по тарифам на электроэнергию, ценам на иные энергоресурсы, через объединение зон потребления и производства ресурсов под единым тарифом или ценой, через закрытые программные обеспечения, иные манипуляции математического и иного характера.

Население нефтедобывающих территорий должно иметь права на «энергетический рай», в условиях не редко «климатического ада», также как эти права сохраняют иные обитатели благодатных земных территорий.

8. «Нам здесь жить»: Учитывая тенденцию миграции среднего класса и беднейших слоев населения в направлении территорий нефтедобычи, которая уже приобретает межгосударственный характер, необходимо усилить внимание к сохранению природы и контролю за соблюдением экологических требований в этих территориях.

9.Необходимо более широко изучить и распространить опыт Финляндии по установлению разных цен и тарифов в зависимости от источников используемой энергии.

10.Разработать систему международных мер, запрещающих использование ресурсов с КПД их трансформации в другие энергоресурсы (газ – в электроэнергию и т.п.) ниже некоторого установленного критического значения. Разработать систему санкций, за эксплуатацию генераций с низким КПД переработки энергоресурсов.

11. Признать бесчеловечным ограничение инфляции в странах экспортерах нефти, путем ограничения доходов беднейших слоев населения, в условиях когда сама инфляция ( в том числе инфляция издержек) обусловлена опережающим ростом доходов менеджеров нефтяных и энергетических компаний , в том числе ростом их спроса и доли их зарплат в цене.

Рекомендовать ограничивать инфляцию в таких случаях, за счет мониторинга роста доходов топ-менеджмеров , а также контроля состояния бюджетов граждан через контроль за покупательной способностью валюты страны-экспортера нефти ( для России -рубль) и сравнение темпов роста доходов гражданина с темпами роста его расходов.

Признать, что социальная ситуация в странах – экспортерах нефти является одной из главных составляющих энергетической безопасности.

12.Признать несовершенными методы «внешнего построения демократий» в странах-экспортерах нефти.
Создать группу экспертов для разработки рекомендаций , проектов международных и государственных решений , позволяющих сочетать право страны-экспортера нефти на экономический и иной суверенитет с её международными обязанностями , в том числе, по развитию гражданского общества, созданию действенной системы защиты гражданских прав сохранению человеческого , интеллектуального, духовного потенциала.


«Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов» (Н.Чистякова)

Предложения по материалам "круглых столов" «Граждане ЗА энергобезопасность: безопасность поставок энергоресурсов и безопасность энергообъектов» (10 июня 2006 г. Тюмень) и «Диалог между странами производителями и потребителями – путь к стабилизации мирового рынка нефти» (7 июня 2006г., Москва)


Главной угрозой энергобезопасности в масштабах планеты в настоящее время необходимо признать стремительный рост энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК), вызванный резким ростом нефтяных и газовых цен и ужесточением конкуренции за ресурсы, имеющий своим следствием нарушение баланса сил во взаимоотношениях между гражданским обществом и ТНК и, более того, во взаимоотношениях между ТНК и правительствами государств.

Серьезным указанием на разрушения диалога во взаимоотношениях гражданского общества и энерго-сырьевых транснациональных корпораций являются все более наблюдаемые признаки замены этого диалога на принудительное продвижение корпоративных стратегий ТНК во всем мире, усугубляющееся доминирование приоритетов ТНК над приоритетами населения, усилением участия ТНК и мирового энергоменеджмента в мировой политике.

По причине нарушенного диалога глобальный энергоменеджмент не слышит тревожные посылы гражданского общества, своевременно не корректирует свою политику и, по мнению населения, ориентирован на спорную стратегию обеспечения глобальной энергобезопасности по наиболее капиталоемкому и финансово затратному варианту, основанному на строительстве большого числа дополнительных трубопроводов с целью диверсификации путей транспорта и новых мощностей по производству электроэнергии, которые в конечном счете оплатит средний и малый непривилегированный потребитель.

Альтернативные предложения гражданского общества о приоритете сокращения потерь энергоресурсов, приоритете сокращения путей транспорта, отказе от культивирования потребления энергии, реальном, а не пиартехнологическом энергосбережении, реальных инновациях, восстановлении справедливости в платежах за потребленную энергию не редко, по разным причинам, остаются неуслышанными и проигнорированными. Все это приводит к турбулентности в энергетическом и политическом секторе, дестабилизации мировой финансовой сферы, включая цены на энергоресурсы, а также - к росту антиглобалистических настроений.

Как известно, Первых Политиков отличает Видение. Однако, по причине искусственно создаваемой «туманности», на мировом энергетическом рынке произошло «ограничение видимости», что привело к неверному считыванию ситуации и нарушению действия триады «Проблема-Реакция-Решение», в связи с запаздыванием формулирования перечня приоритетных Проблем, требующих реагирования.

В сложившейся ситуации перед гражданским обществом стоит задача восстановления этого Видения, а также совершенствования диалога в отношениях с правительствами стран и энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями.

В целях восстановления паритета сил и равноправия в диалоге между гражданским обществом и транснациональными энерго-сырьевыми корпорациями, нарушенных в связи со стремительным ростом масштаба этих корпораций, а также в целях совершенствования диалога с правительствами стран для эффективного разрешения проблемы энергобезопасности, необходимо реализовать нижеследующие предложения и рекомендации, принять во внимание тенденции и угрозы, вызывающие тревожность в гражданском обществе:

1. Для стабилизации мирового нефтяного рынка необходимо, в первую очередь, в мировых ценах на энергоресурсы ликвидировать повышающие составляющие, вызванные, во-первых, ростом «непрофессиональной компоненты» в мировом энергобизнесе, а, во-вторых, пиартехнологическими манипуляциями информационных рейдеров, создающих турбулентность и «туманность» на глобальном энергорынке, т.е. устранить «манипулятивную» составляющую в цене энергоресурсов.

При этом требуется констатировать, что обе повышающие составляющие в ценах на энергоресурсы, также как и иные проблемы, вызваны нарушением паритета сил между участниками глобального энергетического рынка, стремительным ростом масштабов ТНК.

2. Учитывая, что проблема энергобезопасности обусловлена высокими ценами на энергоресурсы и снижение этих цен рассматривается как одно из главных направлений уменьшения остроты возникшей проблемы, необходимо равноправное разрешение вопроса об упущенной выгоде стран-нефтеэкспортеров в случае такого ценового понижения, поскольку доходы на конце «цепочки потребления», т.е. в странах-потребителях, традиционного выше, и убытки от ограничения роста цен принимают на себя экономики стран-производителей нефти (иных ресурсов).

С учетом мнения граждан, распределение «финансовых невзгод» - упущенной выгоды, связанной с гарантией доступности энергоресурсов по уровню мировых цен, должно основываться на глубоко и тщательно продуманной системе критериев, которую требуется разработать с участием наиболее профессиональных экспертов гражданского мирового сообщества.

3. Для обеспечения равновесия сил и равноправного диалога, необходимо признать право стран-нефтеэкспортеров осуществлять экспорт энергоресурсов, добытых на их территории, за валюту этих стран, в России это «экспорт за рубли», либо за иную свободно выбранную ими валюту для обслуживания собственного «энергооборота», и не препятствовать реализации этого права.

4. Стратегия энергобезопасности в глобальном масштабе, по мнению экспертов и граждан, должна основываться на приоритете сокращения потерь энергоресурсов взамен приоритета строительства новых трубопроводов и энергомощностей.

Потери энергоресурсов, с учетом мнения гражданского общества, необходимо, в первую очередь, сокращать при разработке нефтяных и газовых месторождений, в том числе не допуская превращения «технологически извлекаемой нефти» в «технологически неизвлекаемую нефть» из-за агрессивной нефтедобычи, а также при транспорте энергоресурсов (крушение танкеров, порывы трубопроводов, теракты).

5. В целях уменьшения объема инвестиций, требуемого для решения проблемы энергобезопасности, необходимо приложить все усилия для восстановления равноправного диалога по сформировавшимся «осям конфликта интересов» и нарушенного паритета сил, поскольку планы строительства многих новых и, часто, дублирующих энергообъектов, продиктованы взаимным недоверием производителей и потребителей, переходом к всё более жесткой концепции переговоров.

6. В порядке одного из главных приоритетов, обозначенных гражданами, необходимо разработать «Концепцию энергосправедливости», основанную на принципе «Заплати сам за энергоресурсы, которые ты потребляешь», «Заплати сам за новые энергомощности, которые создаются для увеличения твоего энергопотребления», «Заплати сам за свое энергетическое транжирство». При этом, по данным опроса, проведенного для изучения мнения граждан, эти принципы «Концепции энергосправедливости» таковы:

- Тариф для «энергетических транжир», превышающих рациональное суточное потребление (иллюминации и пр.), должен быть выше (повышенный тариф при превышении разрешенного потребления), чем для иных потребителей;

- Основной груз инвестиций на решение проблем «Энергобезопасности» должны принять потребители той страны, которая наращивает энергопотребление и ради которой осуществляются дополнительные инвестиции в энергомощности в стране-производителе энергоресурсов;

- Потребители стран-импортеров энергоресуров должны, в первую очередь, также нести финансовую нагрузку по ликвидации экологических последствий от реализации программы глобальной энергобезопасности, в том числе на территориях стран-энергоэкспортеров, принимающих на себя наибольшие экологические ущербы.

- Необходимо, по возможности, ограничить инвестиции в трубопроводы, приближая территории потребления к территориям производства энергоресурсов. Инвестиции в трубопроводы, имеющие серьезное геополитическое обоснование, должны, по мнению граждан, осуществлять, в первую очередь, частные компании, затем - правительства стран-импортеров и, в меньшей степени, правительства стран-нефтеэкспортеров.

7.Граждане обозначили высокую тревожность, связанную с тенденцией наметившейся профанации внедрения новой техники, технологий и инноваций, имеющих своим следствием не только снижение конечной нефтеотдачи пластов в странах-нефтеэкспортерах, но и необоснованные претензии на налоговые льготы, что, при условиях рекордно высоких цен на энергоресурсы, является парадоксом и отражением «искаженной энергоэкономики».

Внедрение более современной и более дорогостоящей техники и технологий при разработке нефтяных и газовых месторождений (основных энергоресурсов на ближайшее десятилетие) должно приводить к соответствующему росту нефтеотдачи пластов (в сравнении с проектными или стандартными вариантами добычи), поскольку в ином случае происходит снижение конечной нефтеотдачи из-за снижения рентабельности в связи сростом затрат, что обозначено на уровне серьезной угрозы.

На разработку новых технологий, в первую очередь - технологий более рентабельного использования нефти в нефтехимии, биотехнологиях и пр., на разработку новой мировой энергоэкономики, на оказавшийся в забвении анализ и обобщение опыта разработки сырьевых ресурсов, на термоядерные исследования, необходимо направить фиксированную долю энергодоходов в международный бюджет институтов, специально созданных для исследования и решения этих проблем.

8. Актуально создание международного медиа-консалтингового проекта, не ангажированного интересами отдельных стран и энерго-сырьевых транснациональных корпораций, с целью повышения объективности, прозрачности и профессиональности в освещении тенденций и угроз глобального энергетического рынка.

9. Необходимо разработать новые международные антимонопольные требования, ограничивающие участие энерго-сырьевых транснациональных корпораций (ТНК) в деятельности и контроле банковского сектора, институтов гражданского общества, политических партий, СМИ, нефтегазовой аналитики и консалтинга, систем коммуникаций, в том числе путем обновления концепции аффилированности юридических и физических лиц, ограничения совмещения должностей, ограничения финансирования гражданского, политического сектора, СМИ и иных институтов волеизъявления граждан, а также институтов «доставки» гражданам достоверной информации об экономических и политических событиях в мире.

Проблемы энергобезопасности диктуют необходимость создания новых международных антимонопольных институтов, соразмерных по масштабам, власти и влиянию энерго-сырьевых транснациональных корпораций.

10. Актуально обратить более пристальное внимание на то, что деятельность служб безопасности энерго-сырьевых транснациональных корпораций все более часто выходит за границы деятельности этих ТНК и за пределы полномочий, обозначенных им национальными законами стран и международным правом, а также все более часто принимает форму вмешательства в частную жизнь граждан, в том числе в области «правовых ниш», что ведет к росту конфликтности по этой оси и затрудняет диалог между гражданами и энергомонополиями, энергопроизводителями и энергопотребителями.

Необходимо обеспечить международный правительственный, экспертный и гражданский мониторинг этой тенденции, разработать поправки в международное право и национальные законодательства.

В целом, поскольку главные проблемы энергобезопасности вызваны нарушением энергодиалога не только по оси «страны-производители - страны-потребители», но и по оси «гражданское общество-энергомонополии», необходимо обеспечить создание автономных источников финансирования для гражданских институтов, представляющих профессионально и добросовестно гражданские интересы в диалоге с энерго-сырьевыми транснациональными корпорациями, в том числе в связи с правомерной и объективной актуализацией темы о финансовой зависимости и источниках финансирования неправительственного сектора стран (и, в первую очередь, стран-нефтеэкспортеров).

Такие автономные источники финансирования наиболее верно создать за счет отчислений доли нефтяных, газовых и иных энергодоходов в международные бюджеты вышеуказанных вновь создаваемых гражданских институтов, готовых к равноправному диалогу и защите интересов населения планеты, прежде всего, по оси энергомонополии-потребители услуг энергомонополий.


Ассоциация Менеджеров

Возможные направления участия НПО в теме "энергетическая безопасность"

НПО могут сыграть важнейшую роль по дополнению и расширению российской повестки в теме энергетическая безопасность в "Большой Восьмерки". Ключевыми вопросами при определении роли НПО в этой работе являются: "В каких областях НПО заинтересованы принимать участие в работе "Большой восьмерки"?", а также "В каких формах НПО могут принять участие и оказать влияние на деятельность "Большой восьмерки"?".

В данном документе содержатся предложения о возможных направлениях и формах участия НПО стран "Большой Восьмерки" в теме энергетическая безопасность.

Интересы общественности должны лежать в основе деятельности НПО НПО призваны отражать, прежде всего, интересы общественности в рассматриваемой теме. Каковы интересы мировой общественности, т.е. простых граждан, в теме энергетической безопасности?

С известной долей уверенности можно утверждать, что эти интересы будут отличаются от интересов бизнеса (получение прибыли), но в то же время в определенной мере пересекаться с интересами государств-членов клуба. Эти интересы также будут различны для граждан в развитых и развивающихся странах, потребителях и поставщиках энергии. В проводимой работе в рамках проекта Civil G8 важно постараться отразить интересы самых разных групп мировой общественности.

На наш взгляд, ключевые интересы мировой общественности в теме "энергетическая безопасность" заключаются в следующих направлениях:
- снижение загрязнения окружающей среды при производстве и транспортировке энергии;
- гарантированное возмещение убытков, в случае техногенных катастроф при транспортировке и производстве энергии (экологическое загрязнение, вред здоровью, утрата собственности и т.п.);
- снижение коррупции в энергетическом секторе;
- справедливое распределение доходов от энергоресурсов и использование сверхдоходов от энергоресурсов для обеспечения устойчивого развития стран и регионов;
- повышение безопасности транспортировки и хранения радиоактивных отходов;
- обеспечение стабильности поступления энергоресурсов и сохранение приемлемых цен на них.

Следует оговориться, что реальные возможности влияния НПО на происходящие процессы гораздо ниже, чем у органов государственной власти или делового сообщества. Поэтому в некоторых из перечисленных направлений НПО смогут сыграть лишь относительно слабую роль, и приоритет в этих сферах скорее принадлежит органам государственной власти и деловому сообществу.
Формы участия НПО в защите интересов общественности
Исходя из зарубежного опыта работы НПО можно предложить следующие возможные направления деятельности гражданского общества в теме энергетическая безопасность:

1) Снижение загрязнения окружающей среды при производстве и транспортировке энергии.
Стремительный рост мировой экономики сопровождается усилением спроса на энергоресурсы, а соответственно, ростом их производства и транспортировки. Производство энергии может сопровождаться нанесением существенного урона окружающей среде, здоровью граждан, в том числе путем загрязнения и затопления территорий, выброса смога, радиационного заражения (пример, Чернобыль), засорением водоемов, вырубкой лесов и проч.
Значительные угрозы несет в себе и транспортировка энергоресурсов. Техногенные катастрофы, риск которых постоянно присутствует при транспортировке нефти, газа, ядерного топлива, способны оказать существенное влияния на экосистемы целых регионов, а также на здоровье граждан, экономическую устойчивость местных сообществ, нанести прямой материальный ущерб населению. К примеру, авария нефтетанкера способно не только повлиять на прибрежную флору и фауну, но также снизить приток туристов в регион, повлиять на здоровье местного населения и проч.

Ключевая задача НПО - добиться гарантий от производителей и поставщиков энергии, государственных и международных структур для повышения безопасности при производстве и поставках энергетических ресурсов. Производство и транспортировка энергии должны быть социально ответственными.

Направления действий:

- добиться обязательств со стороны глав государств о необходимости принятия мер по снижению экологических рисков при производстве и транспортировке энергии (абзац в итоговой декларации);
- подготовить список вопросов, вызывающих обеспокоенность общественности в сфере производства и транспортировки энергоресурсов;
- выработать механизм участия НПО в контроле за компаниями в производстве и транспортировке энергии, в том числе, выработать рекомендаций по повышению ответственности производителей энергии за загрязнение окружающей среды, создание механизма независимого мониторинга соблюдения экологического законодательства и проч.
- принятие декларации, призывающей представителей энергетических компаний стран G8 внедрить стандарты социально ответственного производства и транспортировки энергии, а также повысить требования к своим зарубежным партнерам в данной сфере;
- выработать предложения по повышению социальной активности компаний в энергетической сфере.

2) Гарантированное возмещение убытков, в случае техногенных катастроф при транспортировке и производстве энергии (вред здоровью, потеря собственности и т.п.). Техногенные катастрофы при производстве и транспортировке энергоресурсов способны иметь существенные негативные последствия.

Одним из направлений снижения влияния подобного рода катастроф, наряду с повышением требований к безопасности транспортировки, является создание специальных механизмов возмещения убытков. К подобного рода механизмам могут относиться специальные фонды, страховые механизмы, обязательства со стороны государств или компаний покрывать возникающие в связи с ликвидацией последствий расходы.

Создание таких механизмов на национальном, региональном и мировом уровне является важнейшим условием для принятия оперативных мер по быстрой ликвидации последствий катастроф и возмещения ущерба пострадавшим сторонам.

Направления действий:

- выразить общественную обеспокоенность в связи с
недостаточностью гарантий возмещения убытков при техногенных катастрофах в энергетической сфере;
- выработать предложения по созданию механизма ликвидации последствий техногенных катастроф в энергетической сфере на глобальном, региональном и национальном уровнях;
- призвать к более жесткому контролю со стороны государств за компаниями в сфере безопасности производства и транспортировки энергии.

3) Снижение коррупции в энергетическом секторе

Согласно международным исследованиям, энергетический сектор - одна из самых коррумпированных сфер хозяйственной деятельности в мире, особенно в развивающихся странах. К коррупционным механизмам часто прибегают не только компании и чиновники "третьего мира", но также и ведущие мировые энергетические компании при работе с этими странами, в том числе из стран G8.

Коррупция - несомненное зло. Негативное влияние коррупции на права человека, развитие государств и целых регионов очевидно. В этой связи необходимо согласованное действие со стороны всех стран "Большой восьмерки", направленное на снижение коррупционности энергетического сектора и повышение его прозрачности.

Деятельность НПО в энергетической сфере должна способствовать повышению прозрачности сектора, снижению возможностей для коррупции. В связи с этим, НПО должны выразить поддержку всем инициативам, направленным на снижение коррупции, и подчеркнуть особую значимость этой работы в энергетической сфере.

Направления действий:

- высказать озабоченность в связи с высоким уровнем коррупции в энергетической сфере и призвать страны G8 объединить усилия в борьбе с коррупцией в этой области (декларация);
- усилить требования к прозрачности деятельности энергетических компаний, в том числе при заключении контрактов за рубежом;
- выработать предложения по снижению коррупциогенности энергетического сектора, в том числе предложить механизмы участия НПО в этом процессе;
- способствовать внедрению современных стандартов корпоративного управления в энергетических компаниях.

4) Справедливое распределение доходов от энергоресурсов и использование сверхдоходов от энергоресурсов для обеспечения устойчивого развития стран и регионов

Продолжающийся рост цен на энергоносители способствует получению сверхприбылей в секторах, связанных с добычей нефти и газа.

Несмотря на то, что очень часто энергетические компании контролируются государствами, доходы от их деятельности распределяются крайне неравномерно и концентрируются в руках ограниченного круга элит. Подобная ситуация не может не вызывать озабоченности и способствует росту неравенства и социальной напряженности в различных регионах мира.

В связи с этим ответственные представители гражданского общества стран "Большой восьмерки" должны выступить с предложениями, направленными на выработку механизмов справедливого распределения доходов от энергоресурсов и направления их на развитие беднейших стран и регионов.

Направления действий:

- выработка предложений о более справедливом распределении доходов от энергоресурсов;
- введение незначительной пошлины на нефть (если цены на нее достигают определенного уровня), доходы от которой будут направляться на развитие беднейших стран.

5) Повышение безопасности транспортировки и хранения радиоактивных отходов

Безопасное захоронение радиоактивных отходов, равно как и их транспортировка, являются острейшими проблемами, связанными с атомной энергетикой.

Необходимо увеличить усилия мирового сообщества по выработке современных "чистых" механизмов переработки ядерного топлива вместо активного использования "временного" захоронения ядерных отходов.

Направления действий:

- призвать государства-члены G8 разработать систему мер, стимулирующих научные исследования, направленные на поиск более совершенных технологий переработки отработанного ядерного топлива, снижающих негативные эффекты от его захоронения.

6) Обеспечение стабильности поступления энергоресурсов и сохранение приемлемых цен на них.

НПО могут сыграть лишь относительно слабую роль в данном направлении. Обеспечение стабильности поступления энергоресурсов и выработка мер, замедляющих рост цен на энергоносители - это приоритет и обязанность деятельности государственных органов.



 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина