Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Репортаж с места событий

Международный Форум НПО "Гражданская Восьмерка - 2006" 9-10 марта 2006г. Секция по вопросам гражданского образования. Репортаж с места событий.


Приоритетным направлением дискуссий стала роль гражданского и профессионального образования в формировании гражданского общества. Образование рассматривалось как средство интеграции общества и как средство передачи общественных ценностей различным социальным группам.

В ходе дискуссий определились главные темы: инклюзивное образование, интегративные школы, образовательные стандарты, гражданственность, доступность, международный опыт и профессиональная мобильность.

Если мы хотим предотвратить дискриминацию инвалидов и детей с физической или умственной отсталостью, необходимо, чтобы они обучались вместе, поскольку это развивает толерантность и терпимость между сверстниками, учитывает индивидуальные потребности каждого ребенка, подчеркивали эксперты.
В России 11 миллионов людей с инвалидностью, из них (по статистике Министерства образования) более 600 тысяч детей. Помимо этого, от полутора до двух миллиона детей имеют специальные образовательные нужды, включая методы психопедагогики, сурдопедагогики и т.д. Во многих случаях специфика здоровья детей требует и соответствующей специфики обучения.
Законодательную базу инклюзивного образования обеспечивают Конституция РФ и федеральные законы об образовании, есть закон о социальной защите инвалидов, но нет механизмов для обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах. Не реализуются некоторые международные соглашения, в частности, Конвенция о правах ребенка, в школах не созданы специальные условия для детей-инвалидов, родители их плохо информированы.

Между тем, инклюзивное образование развивает в детях-инвалидах уверенность в себе, подготавливает их для полноценной интеграции в обществе и для гарантированного трудоустройства. В этой связи очень важно использовать международное сотрудничество и партнерство для развития инклюзивного образования в России. Рекомендуется проведение конференции министерств образования стран «Большой восьмерки» по образованию людей со специальными нуждами и серии круглых столов с участием НПО, школ и родительских организаций. Желательно создание коалиции университетов стран «Восьмерки» по вопросам подготовки кадров.

Но возникают вопросы. Нужны ли сегодня национальные школы или интегративные, внутри которых обучались бы дети разных национальностей? Развивать ли дальше национальные школы или строить мультинациональный диалог? Как сочетать элементы религиозного и светского образования? Внутри единого европейского пространства существуют самые разные подходы к решению этой проблемы: от религиозного образования в Германии до абсолютно антирелигиозного во Франции.

За последние 7-8 лет накопился положительный опыт участия российских школьников со спецпотребностями в международном школьном обмене. Он свидетельствует о готовности определенных частей общества в России и за рубежом работать по принципу инклюзивности даже в таких элитарных формах образования, как международный обмен. Актуальность этой проблемы подтверждает факт принятия в России в июне 2005 года нового закона о языке. Но достаточно ли он гибок для современной российской школьной системы? Этот закон сейчас активно обсуждается зарубежной общественностью. Большое значение приобретает опыт создания двуязычных школ или классов: «двустороннее погружение» дает неплохие результаты в системе образования.

При создании нового поколения образовательных стандартов чрезвычайно важно подчеркнуть роль гражданского общества и, в частности, профессиональных ассоциаций специалистов, поскольку стандарты создаются и развиваются при различных условиях с различной интенсивностью и качеством. Интересен опыт некоторых стран - в частности, Америки - в создании нового поколения образовательных стандартов. Математический стандарт, например, создавался в США в течение 10 лет математиками в тесном сотрудничестве с работодателями. Следует, однако, учитывать, что образовательные стандарты складываются не только в школах, но и во всей системе образования: от детского сада до 16-17 уровня образования, не разбиваясь искусственно на отдельные компоненты – начальное, среднее образование и т.д.

Нужна государственная политика в области гражданского образования, которое должно представлять собой единый комплекс. Цель гражданского образования – воспитание демократической гражданственности, социализация юного гражданина с первых лет его жизни. Необходимо учиться гражданственности и жить в условиях гражданственности. Российские власти создали государственную программу гражданского образования, но она до сих пор не получила достаточной поддержки на местах.
В развитии гражданского образования необходимо учитывать следующее. Демократические ценности должны служить стратегическим ориентиром гражданского образования. Обучение должно протекать как процесс становления гражданина, что ставит особые задачи перед учителями. Доступность образования следует считать основной «цивилизационной» целью. Школами демократии могут и должны стать при этом университеты.

Роль общества в демократизации процесса образования можно понимать двояко: как участие граждан в развитии образования, так и участие их в управлении образованием. И здесь следует учитывать как общемировые тенденции, так и национальный опыт. В России, например, с 1803 года существовал институт попечительства, и это действительно было государственно-общественное партнерства в управлении образованием и его развитии. Смысл участия граждан в управлении образованием состоит в том, что сама система образования уподобляется институтам гражданского общества.

Необходимо поднять уровень реального общественно-государственного партнерства, объединив усилия государства и общества, некоммерческого и коммерческого секторов в лице различных объединений работодателей. Так следует понимать задачу современного попечительства в области образования. Интересные эксперименты проводятся в регионах, в частности, в Красноярске, где на сегодняшний день уже в 137 школах из полутора тысяч школ имеются управляющие советы. Следующий шаг эксперимента – ассоциирование государственно-общественных органов управления или органов участия гражданского общества в управлении образованием. Попечительство пока еще не стало в той же мере государственной политикой России, как, например, в Англии или других странах, но международное партнерство могло бы качественно изменить эту ситуацию.

Проблема профессионального образования – это в значительной мере экономическая проблема. Когда в России опрашивают старшеклассников и родителей, то 95 процентов желают идти в высшую школу. Но когда рассматриваются потребности народного хозяйства в специалистах с высшим образованием, наблюдается картина, получившая название «пирамиды Ткаченко»: выпускается в три раза больше специалистов, чем требуется стране, и в пять раз меньше специалистов, закончивших ПТУ. Деловые круги должны поднять конкурентоспособность образования, потому что от этого во многом зависит конкурентоспособность страны.

Разработка профессиональных стандартов тесно связана с проблемой доступности образования. Платность образовательных услуг в России за минувший год выросла в три раза, со 117 до 376 миллиардов рублей. Вовлечение бизнеса в развитие системы образования, в тех формах, которые уже приняты в странах «Большой восьмерки», может помочь сбалансировать соотношение платного и бесплатного обучения. Крайне актуальным следует также считать вопрос создания саморегулируемых организаций в сфере образования, с учетом международного опыта.

В то же время повсеместно усиливается профессиональная мобильность. В Соединенных Штатах, где ежегодно заканчивают вузы 2 миллиона студентов, насчитывается сейчас 650 тысяч иностранных учащихся. В России обучается около 100 тысяч иностранцев, но менее одного процента молодых россиян учится за границей, хотя потребность в зарубежном образовании достаточно высока.

Некоторые проблемы образования, например, проблема студенческого самоуправления и включения молодежи в местное самоуправление, в работу гражданского общества, не наши отражения в дискуссиях Круглого стола. Однако, по общему убеждению экспертов, круг затронутых проблем позволил участникам дискуссий выделить основные темы, достойные внимания руководителей стран «Большой восьмерки».



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина