Эрнест Кочетов. Россия двинулась в геоэкономический поход
КОЧЕТОВ Эрнест Георгиевич – эксперт по энергетической безопасности НПО «Гражданская восьмерка – 2006», директор Центра стратегических исследований геоэкономики ВНИИВС при Минэкономразвития РФ, Президент Региональной общественной организации «Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики», доктор экономических наук
На наших глазах мир меняет свои контуры – в его осознание вносятся принципиально новые коррективы. Об этом с полной наглядностью свидетельствует повестка дня на встрече лидеров «Восьмерки» в июле 2006 года в Санкт-Петербурге. Можно смело сказать, что этот саммит выступает как знаковое событие, и вот почему:
во-первых, впервые для такого уровня встречи в качестве центральной темы попала энергетика как геоэкономическая категория;
во-вторых, энергетика «схвачена» как мировая проблема первостепенного ранга, предопределяющая в долговременном плане политику и стратегию мирового развития;
и, в-третьих (что немаловажно для имиджа России как ответственного партнера в решении узловых вопросов и проблем мирового развития), наша страна взяла на себя миссию обсудить эту проблему в период российского представительства в «Группе восьми».
Мир знает несколько моделей освоения мирового пространства . Одна из них – геополитическая – отображает безудержное стремление к расширению идеологического и силового влияния. Эта модель отработала свои приемы и инструментарий по реализации глобальных целей. Уже классической можно назвать, казалось бы канувшей в лету , американскую стратегическую оборонную инициативу (СОИ), ведущую к безудержному изнурению мира милитаризацией сознания, политики, экономики и других сфер жизнедеятельности.
Россия, опираясь на фундаментальные разработки российской школы геоэкономики и глобалистики , провозглашает другую модель освоения мирового пространства – российскую стратегическую геоэкономическую инициативу (РСГИ), взяв на вооружение (в качестве начальной фазы) энергетическую составляющую мирового развития.
Эти две модели – СОИ и РСГИ – имеют принципиальную несхожесть.
Ниже делается попытка развернуть логику формирования российской стратегической геоэкономической инициативы (РСГИ), исходя из реалий мирового развития и сделать ряд акцентов при выборе подходов к проблеме места и роли энергетической составляющей в сфере глобальной безопасности.
***
1. Мир вступил в эпоху глобальных трансформаций. Реальность перехода на глобальную модель мирового развития провозглашена Организацией Объединенных Наций призывом отказаться от геополитических (международных) взглядов на современный мир. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в докладе на «Саммите тысячелетия» (6–8 сентября 2000 г., Нью-Йорк) провозгласил: «Наши послевоенные институты создавались под международный мир, а мы сейчас живем в мире глобальном. Эффективное реагирование на этот сдвиг – основная институциональная задача, стоящая сегодня перед мировыми лидерами» . Такая постановка вопроса своевременна и актуальна, ибо отображает реальный переход мирового сообщества на геоэкономическую модель развития как центральный вектор и доминанту участия народов в совместном формировании и перераспределении мирового дохода, преодолении геополитических и геостратегических способов решения локальных и глобальных кризисных ситуаций и вызовов. В этой связи мировому сообществу предстоит приступить к преодолению традиционно устоявшихся воззрений на перспективы мирового развития. В России новое осознание мира вышло на самый высокий уровень управления и стратегического планирования. Так, министр промышленности и энергетики РФ В. Христенко пишет: «Россия – страна с рыночной экономикой, и российский рынок – составная часть глобального рынка. Интеграция России в новую мировую экономическую систему практически состоялась. К этому можно относиться различным образом, главное – не забывать, что интеграция стала реальностью. И эта реальность, с одной стороны, несет России ряд вызовов и проблем, а с другой – благоприятные возможности для позиционирования, возможности по праву занять достойное место в новом, динамичном мире. В мире, в котором соотношение политики и экономики существенно изменилось. Если раньше экономика нередко «расплачивалась» за политические амбиции, то сегодня политика, как правило, становиться на службу экономике. В XXI в. на смену геополитике идет геоэкономика (курс. наш – Э.К.), выдвигающая на передний план национальную конкурентоспособность. В геоэкономике решающими факторами являются емкость рынков и позиции на них, движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, экономические интеграционные и кооперационные связи» . Ярчайшее проявление глобальности – формирование сетевых систем и, прежде всего, в сфере мирохозяйственного общения. Одна из важнейших доминант функционирования глобализирующегося мира – энергетическая. Этим предопределена необходимость формирования единой мировой энергетической системы - ЭНЕРГОНЕТа.
Вывод: Мировое сообщество реально выходит на геоэкономическую парадигму мирового развития, оттесняя геополитические и геостратегические способы развития и решения проблем на вторые (второстепенные) роли. Ярчайшим примером этой всеобщей тенденции выступает энергетическая сфера. Энергетика реально определит безопасность и экономическое развитие мира при условии, если мировые лидеры провозгласят переход на геоэкономическую модель мирового развития и отринут геополитические (международные) воззрения на мирохозяйственную систему. В противном случае мировая энергетика станет ареной схватки государств за обладание энергетическими ресурсами, что неминуемо приведет к глобальному взрыву.
2. Энергетику нельзя рассматривать вне контекста складывающейся мировой ситуации и здесь возникает первостепенный вопрос: каким образом энергетика вмонтирована в мирохозяйственную систему? При анализе этой проблемы четко выявляется несопряженность двух составляющих: формы, темпа (ритма) мировых воспроизводственных циклов и формы, темпов (ритма) функционирования мировой энергетики. Сейчас они неадекватны, работают в разнобой. Перед мировым сообществом во весь рост встала дилемма: либо энергетика становиться на стратегию «догоняющего» развития вослед мировым воспроизводственным циклам (что безусловно обнажит и усилит уже ярко проступившие негативные факторы агрессивного наступления на природу и экологию и как следствие – истощение невозобновляемых источников энергии), либо, наоборот, снижение темпов и ритмов развития техногенной модели нашего мира. При этом следует учитывать, что гигантская доля энергетического сырья поглощается мировым военно-промышленным комплексом и вооруженными силами, тем самым к техногенному изматыванию добавляется изматывание милитаризмом. Иными словами речь может пойти о преодолении мировым сообществом техногенного изматывания, «мании развития», бесконечного процесса срезание стабильно-функционирующих, еще жизнеспособных мирохозяйственных структур и замена их новейшими.
Вывод: Мировое сообщество начинает реально ощущать опасность и риски техногенных моделей цивилизационного развития, неутоляемой жажды новаций. Вплетение энергетики в бешеный темп и ритм этой неумолимой техногенной колесницы – опасность первого ранга. В связи с этим постепенно вырисовывается вопрос парадигмального плана: а не приступить ли к демонтажу ряда техногенно-индустриальных мировых очагов взрывного инновационного роста, тех очагов которые прежде всего вплетены в остро милитаризированные сектора мировой экономики.
3. Неустойчивость современного мира в настоящее время предопределена отсутствием единого понимания глобальной роли и места энергетической составляющей в поддержании минимально необходимого энергетического баланса в мире. Формирование глобальной системы функционирования мировой энергетики на сетевом принципе – «ЭНЕРГОНЕТ» – снимает эту проблему. Как и ИНТЕРНЕТ мировая энергетическая сеть (ЭНЕРГОНЕТ) выступает фундаментальным стабилизирующим фактором, обеспечивающим право и возможность доступа в любой точке мира к единой мировой энергетической сети и на этой основе –гармонизация мировых воспроизводственных процессов.
Вывод: ЭНЕРГОНЕТ выступает в форме мирового бизнес-проекта высокого инновационного плана, в разработке которого должны принять участие правительства заинтересованных стран мира. Техническое задание на разработку этого бизнес-проекта должно попасть под контроль мировых лидеров и независимых неправительственных структур (НПО).
4. Вестфальская система жесткого расчленения нашего мира становиться тормозом мирового развития. Прокладка глобальных энергетических сетей постоянно наталкивается на бесконечную сетку административных (государственных) границ, геополитических амбиций, военно-стратегических приоритетов и т.д. «Непроницаемость» границ (или в лучшем случае «глухая» их проницаемость) ведет к экономическому изматыванию и изнурению, заставляя энергетические системы бесконечно «петлять» в сетке государственных границ, обходя те или иные государства, регионы, нырять в море, уходить в горы, труднопроходимые тоннели и т.д. Такая же ситуация с выбором места строительства энергетических объектов, вокруг которых разгорается ожесточенная борьба амбиций, приоритетов, административного перетягивания и т.п. Зачастую строительство объектов вытесняется в зоны опасные для эксплуатации этих объектов (неблагоприятные сейсмические, геологические, инженерные и др. условия эксплуатации и т.д.). Такая ситуация в геоэкономическом плане не оправдана, к тому же частая смена геополитических ориентиров ведет к прямой угрозе уничтожения с гигантским трудом реализованных энергетических систем.
Вывод: Представляется необходимым глобальную энергетическую сеть (ЭНЕРГОНЕТ) особо выделить в рамках всемирного мирового достояния с соответствующим институциональным оформлением функционирования, регулирования и ответственности за бесперебойную работу мировой энергетики.
5. Уже сейчас реально просматриваются механизмы создания ЭНЕРГОНЕТа. Успешное формирование и функционирование глобальной энергетической системы предполагает необходимость отображения ее на геоэкономическом атласе мира (ГАМ) в форме энергетической «страницы» (в электронной версии). При этом энергетическая «страница» ГАМ включает в себя (послойно) все необходимые элементы энергетического воспроизводственного цикла (источники сырья, объекты переработки, коммуникации, источники потребления и др.). Это даст возможность постоянно держать в поле зрения всю мировую энергетическую сеть, своевременно реагировать на различные ситуации как локального, так и общего плана (в сфере потребления энергии, ее перераспределения, реагирования на те или иные угрозы). При этом энергетическая «страница» должна постоянно соизмеряться (сверяется) путем наложения (совмещения) с другими страницами геоэкономического атласа мира. Это предопределит тесную корреляцию функционирования мировой энергетической сети с другими глобальными системами и прежде всего с мировыми интернационализированными воспроизводственными ядрами (ИВЯ).
Вывод: Разработка электронной версии энергетической «страницы» геоэкономического атласа мира – первостепенная задача создания единой мировой энергетической системы.
6. Согласование энергосистемы с ИВЯ открывает путь к отходу от застарелого представления роли сырьевых и энергетических ресурсов в мировом воспроизводственном балансе. Признание де-факто и де-юре сырьевой и энергетической составляющей в качестве участницы мирового воспроизводственного цикла (а следовательно полноправного участника в формировании мирового дохода в рамках ИВЯ), не только опрокидывает устоявшийся статус стран-поставщиков энергии как «сырьевых придатков» (или «хозяйственного двора»), но и обеспечивает участие этих стран в перераспределении мирового дохода, формируемого в рамках ИВЯ.
Вывод: Мировое сообщество должно расстаться с воззрениями на энергетические сырьевые источники и на страны ими обладающими как на «сырьевые придатки» мировых воспроизводственных циклов, признать роль энергетический ресурсов в качестве одного из главнейших участников формирования мирового дохода, претендующих на его долю .
7. Формирование глобальной энергетической сети предполагает внесение серьезных корректив в процесс ценообразования на энергетическом рынке (Так, например, в рамках глобальной энергетической сети поставка газа должна осуществляться не только по ценовым мировым котировкам на газ, но и с учетом косвенных (сопутствующих) рынков: фармацевтического, косметического, продуктов тонкой химии и т.д.; огромную роль при этом играет экологическая составляющая, иными словами, речь идет о газовой ренте в широком плане). Это должно найти отражение в договорах при заключении экспортно-импортных сделок.
Вывод: Доходы по сделкам, связанные с поставками энергоресурсов (как и других сырьевых статей) должны включать в себя доходы, связанные с функционированием всего спектра сопутствующей отраслей, производящих и реализующих товары на базе данного энергетического сырья.
8. В настоящий момент мир, вступивший после окончания холодной войны в эпоху геоэкономической парадигмы развития, в эпоху когда постиндустриализм как техногенная цивилизационная фаза предъявила невиданно гигантский спрос на сырьевые и энергетические ресурсы с целью бесперебойного поддержания бешенного темпа и ритма мировых воспроизводственных циклов (с гигантской долей военно-промышленного производства), мировое стратегическое равновесие во многом предопределено энергетической и сырьевой составляющей: мы являемся свидетелями разворачивающейся опасной схватки за мировые ресурсы. Во многом этот процесс развертывается на евразийской платформе. После исчезновения СССР мир двинулся к поиску новой точки стратегического равновесия. Можно смело предположить, что энергетическая составляющая в Евразии предопределит стратегический баланс в современном глобальном мире. И Каспийский бассейн может сыграть определяющую роль. Именно сюда устремлены стратегические векторы основных игроков на мирохозяйственной арене.
Вывод: Энергетическая составляющая в формировании стратегических точек безопасного равновесия в глобальном мире выступает на евразийской платформе мирового развития в качестве первостепенной. Необходима разработка и принятие геоэкономической доктрины развития Прикаспийского региона, с наделением его «статусом ареала мирового роста».
9. Спонтанный, неуправляемый геоэкономический передел мира и, прежде всего, ресурсной и энергетической составляющей, создает взрывоопасную ситуацию – налицо «схватка за ресурсы». Процесс создания ЭНЕРГОНЕТа во многом снивелирует эту ситуацию. «Схватку за ресурсы» следует направить в договорной процесс: вычленение на энергетической странице ГАМ особых зон энергетической стабильности (ОЗЭС), от которых во многом зависит устойчивое функционирования мировой воспроизводственной системы.
Вывод: Не «схватка» за энергетические и сырьевые ресурсы и спонтанный, силовой геоэкономический передел мира, а направление этого процесса в договорное русло. Выделение «Зон энергетической ответственности» – магистральный путь гармоничного создания мировой энергетической системы.
10. По своей структуре глобальная энергетическая система распадается на замкнутые широтные геоэкономические пояса. Россия непосредственно примыкает к Южному широтному энергетическому поясу (ЮШЭП), который закольцовывает в едином мировом энергетическом пространстве ареалы источников сырья, их переработки и транспортировки. ЮШЭП следует особо выделить, придать ему статус мирового.
Вывод: Мировые широтные энергетические пояса должны получить теснейшую увязку с индустриальными широтными поясами (в частности с северным широтным индустриальным поясом) посредствам системы меридиальных внешнеэкономических связей. Это во многом сбалансирует выход на мирохозяйственное равновесие системы «Север – ЮГ».
11. Для энергообеспечения депрессивных районов мира необходимо создать «Всемирный фонд энергетической безопасности». Источник его комплектования – сверхдоходы на рынке энергетического сырья. Помимо этого на повестке дня – создание мирового стратегического резерва энергоресурсов.
Вывод: Создание «Всемирного фонда энергетической безопасности» и «Мирового стратегического резерва энергоресурсов» - залог гармонизации энергообеспечения и развития, а так же демпфера неритмичности и непредвиденных ситуаций (природных и техногенных катастроф, локальных обострений и т.п. ).
12. После мировой трансформации 90-х годов прошлого столетия мир вступил в однородную фазу своего развития: практически все государства идут по рыночному пути развития. Этим предопределяются общие правила игры на мирохозяйственной арене – цены на энергоносители формирует мировой рынок. Различные отклонения от этого принципа могут приводить к серьезнейшим коллизиям и неустойчивому функционированию энергетических сетей.
Стремление народов к устойчивому энергообеспечению требует кардинального пересмотра подходов к ответственности за сбои в ритме энергообеспечении. С переходом на геоэкономическую модель мирового развития мощно заявила о себе новейшая геоэкономическая категория – система всемирных обязанностей (СВО), которая во многом снивелировала понятие «международного разделения труда». Включенность национальных экономик в глобальную систему открывает не только доступ к мировому доходу, но и обязывает участников мировых воспроизводственных циклов поддерживать бесперебойную их работу. Отклонения от этой заботы должны классифицироваться как геоэкономические преступления. Мир на пороге формирования геоэкономического трибунала, в поле зрения которого должны находиться не только симптомы развязывания геоэкономических войн, разработка мер по их предотвращению, но меры воздействия на геоэкономических агрессоров (возмещение ущерба жертвам геоэкономического нападения, геоэкономическая контрибуция и т.д.).
Вывод: Защита мировой энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТа) принимает первостепенное значение в условиях постоянных рецидивов геополитического мышления, когда экономика и финансы превращаются в мощное наступательное оружие, способное поставить на колени любую страну. Учреждение «Геоэкономического трибунала» как противоядия геоэкономическим войнам во многом обезопасит участников энергетического сообщества от геоэкономического нападения и повысить ответственность за развязывание геоэкономических войн.
13. Геоэкономический вектор национальных интересов требует своей защиты, особо это актуально для энергетической составляющей по двум направлениям: 1) защита геоэкономической парадигмы от геополитических и других подмен. В последнее время все громче звучат критические голоса огульного плана – попытка привить агрессивность здоровому геоэкономическому вектору мирового взаимодействия по освоению геоэкономического пространства. Апологеты геополитики постоянно подмешивают националистические нотки в процесс выхода национальной экономики на освоение зарубежной мирохозяйственной инфраструктуры. Такие попытки очень опасны для России, ибо, во-первых, уводит Россию в сторону от общепринятых правил мировой хозяйственной игры, во-вторых, может привести к созданию геополитических «кордонов» по периметру России и тем самым затруднить проницаемость для энергетических систем при выходе их во внешнюю сферу, в-третьих, ведет к нагнетанию геополитического психоза вокруг российских стратегических инициатив на июльском саммите лидеров «Восьмерки» с попыткой его срыва; 2) формирование и реализация глобальных энергетических проектов предопределяет не только их совместное осуществление, но и их совместную защиту. Речь идет о новой роли силовой компоненты, которая в условиях выхода мирового развития на геоэкономическую модель сращивается с экономической составляющей в рамках военно-экономического симбиоза. Отсюда важно уже на стадии начала деловых переговоров по реализации масштабных бизнес-проектов подключать и силовые структуры (т.е. садиться за общий стол переговоров). Расходы по защите энергетических проектов должны включаться в общую смету по их реализации. Сейчас же наблюдается опасный разрыв между экономической и силовой компонентами при выходе в мировую экономическую систему. Направленность геоэкономических и силовых векторов должна быть совмещенной.
Специфика мировых энергетических потоков и сетей (их протяженность, смена климатических условий, сложность и разнообразие рельефа, открытость доступа и др.) накладывает особый отпечаток на стиль, методы и формирование защиты мировых энергетических сетей. Особо это относиться к защите узловых энергетических точек, где удар по одной из них вызывает мгновенное распространение деформации на гигантские участки сетей (принцип «падающего домино»). Вот почему актуальна проблема формирования Совместных сил быстрого геоэкономического реагирования, способных держать под контролем наиболее критические, узловые объекты мировой энергетической системы, а так же особо важные энергомагистрали (газа-, нефти-, продуктопроводы, высоковольтные линии электропередач).
Вывод: На повестке дня – создание совместных «Сил быстрого геоэкономического реагирования», которые выстраиваются в новом формате военно-экономического симбиоза.
14. Энергетические компании мира сейчас во многом предопределяют стратегическую повестку дня. По своей экономической мощи и политическому влиянию они уже на много превосходят многие страны мира в т.ч. и некоторые развитые. Следует закрепить за этими структурами стратегический статус мировых жизнеобеспечивающих корпораций, наделить их представительством в ООН, а в самих структурах открыть представительства заинтересованных стран. Назрела необходимость провести инвентаризацию основных игроков на мировом энергетическом поле, а также проинвентаризировать всю систему энергетических объектов и субъектов, способных эффективно поддерживать мировой энергетический баланс и внести его в мировой энергореестр.
Вывод: Мировые энергетические корпорации, которые предопределяют вектор мирового устойчивого развития и энергетическую безопасность мира должны быть наделены не только высокой мерой ответственности за свою деятельность, но и выведены на более высокий уровень своей значимости в мировых делах, с наделением широких полномочий и представительства в международных институтах. Российские энергетические корпорации должны войти в реестр мировых стратегических компаний.
15. Формирование единой глобальной энергетической системы ЭНЕРГОНЕТ предопределяет новый подход к формированию мирохозяйственной конъюнктурой: 1) свободный доступ на мировой рынок энергетических объектов (товар-предприятий, товар-программ); 2) развитие внешнеэкономических связей в сфере энергетики предполагает основной акцент не на экспортно-импортных операциях энергетических статей, а на расширении хозяйственного ареала вне национальных рамок, что закладывает основу постоянного инновационного преобразования энергетической инфраструктуры на основе здоровой рыночной конкуренции.
Вывод: Постоянное расширение на инновационной основе ареалов хозяйствования энергетических структур за национальными рамками ведет к постоянному обновлению мировой энергоструктуры, а широкое включение объектов энергосистемы в мировой товарооборот выступает в качестве базового в создани высококонкурентной рыночной среды в сфере энергетики.
16. Следует готовиться к возможному коллапсу в области мировых цен и прежде всего на мировом рынке энергетического сырья. Сейчас эта проблема кажется гипотетической. Но схватка за ресурсы: 1) открывает доступ к поиску альтернативных источников энергии и при современном уровне развития фундаментальной науки они не заставят себя ждать; 2) может обнажить проблему гигантской разницы между издержками и ценами на сырьевые ресурсы (мир накачивается энергоденьгами). Мировую стабильность и равновесие поджидает опасность высокого ранга – цены на энергоносители в любой момент могут приблизится к мировым издержкам. Во избежание взрыва страстей вокруг энергоресурсов, перегрева мировой экономики энергоденьгами, всплеска череды геоэкономических войн с возможностью их перелива в горячие войны, следует пересмотреть роль ОПЕК на формирование мировых цен на энергоресурсы, искусственный «подогрев» конъюнктуры не бесконечен. В этой ситуации в целях удержания безопасной энергетической ситуации речь может пойти о возможном выведении из юрисдикции суверенных государств месторождений тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а общую глобальную, геоэкономическую стабильность. Не исключено, что к таким ресурсам могут быть отнесены: газ, нефть, алюминий, никель, титан, молибден, магний, хром, бентонит, ртуть, золото, уран, лантаниды и др. Объявление этих ресурсов «интернациональными» (т.е. всемирным достоянием) может привести к совершенно новой стратегической конъюнктуре и как следствие – новой расстановке сил на мировой арене.
Вывод: Мировое сообщество должно быть готово к взрыву цен на энергоносители и, как следствие, к возможному радикальному пересмотру взглядов на источники энергетических и других ресурсов: речь может пойти о ситуации выведения из юрисдикции суверенных государств тех энергетических, сырьевых, природных и др. ресурсов, которые предопределяют не локальную или региональную, а глобальную, геоэкономическую стабильность, переведения их в разряд «всемирного достояния».
17. Действия основных игроков на энергетическом поле не должны выходить за рамки международного права. Предстоит устранить огромную «пробельность» международных правовых норм, связанную с регулированием деятельности наднациональных (транснационализированных) хозяйствующих структур. Речь идет о формировании основ геоэкономического права. Особое значение следует придать стандартизации и унификации в рамках единой энергетической системы. Это откроет путь к модульному обустройству мировой энергетики.
Вывод: Формирование и юридическое закрепление статуса всемирной энергетической системы должно проходить в рамках правового обеспечения функционирования глобальной геоэкономической системы. На повестке дня – формирование основ геоэкономического права.
18. Мир вступил в фазу экономизации политики. Это дает совершенно новую окраску роли внешнеполитическим и военно-стратегическим структурам. Неизмерима ответственность этих структур за формирование равновесной мировой геоэкономической системы. Формирование глобальной энергетической системы (ЭНЕРГОНЕТ) выводит внешнеполитические ведомства на качественно новый уровень ответственности: они должны нарастить свои ведомства адекватными структурами.
Вывод: Мировая дипломатия должна кардинальным образом поменять свои приоритеты: с неудержимым процессом экономизации политики должно уйти в прошлое геополитическое мышление дипломатического корпуса, в рамках которого энергоресурсы мыслятся как милитаризированный ресурс для реализации геополитических имперских амбиций. Принятие геоэкономической доктрины национального развития кардинальным образом снимает эту проблему – мир вступает в эпоху геоэкономических договоренностей при решении любых проблем и дипломатические службы несут прямую ответственность за состояние дел в этой сфере. Для внешнеполитических ведомств геоэкономика должна стать для них первостепенным иностранным делом
Выводы
Таким образом, Россия смело берет на вооружение геоэкономическую парадигму мирового развития, начало и основания которой разработаны российской школой геоэкономики и глобалистики. Геоэкономическая парадигма развития, заложившая основы российской школы геоэкономики в своей относительно завершенной форме сложилась еще в 1994 – 1997 годах . В последующие годы она вышла на страницы многочисленных научных журналов, монографий, учебников, словарей. В настоящее время геоэкономическая доктрина национального развития находит реальное воплощение: Россия сделала свой окончательный выбор – в качестве национальной стратегии развития Россия выбрала стратегию геоэкономическую и двинулась в геоэкономический поход. Началось реальное освоение Россией мирового экономического пространства и в качестве первого шага взята энергетика . Миру предлагается равновесная модель освоения мирового экономического пространства где выигрывают все, находя логическую обоснованность достижения своих национальных интересов, где нет победителей, а успех каждого есть выигрыш всех.
Российский глобальный проект «Геоэкономика: российский энергетический ход» формируется как многовекторная энергетическая стратегия России, в основе которой поиск равновесной энергетической платформы, направленной на гармонизацию в трех плоскостях: 1) придать энергетическим ресурсам статус признанного участника мировых воспроизводственных циклов; 2) сформировать гибкую систему перелива энергии в любую точку планеты; 3) приглушить вселенские геополитические игры, где разыгрывание энергетических карт может дорого обойтись мировому сообществу.
Об авторе
Кочетов Эрнест Георгиевич – Президент Региональной общественной организации «Общественная академия наук геоэкономики и глобалистики», председатель Совета по глобальным проблемам XXI века, директор Центра стратегических исследований геоэкономики ВНИИВС при Министерстве экономического развития и торговли РФ, заместитель главного редактора журнала «Безопасность Евразии», действительный член Российской академии естественных наук, доктор экономических наук.
Контактные телефоны:
(495) 200-41-18
(495) 200-45-46
(495) 369-73-60
8-903-753-25-12
Факс: 200-37-73
E-mail:
kochetov-geo@iseer.ru
Адрес: Российская Федерация, 107996, г. Москва,
К-31, ГСП-6, ул. Петровка дом 12