Питер И. Хайнал. Саммит в Санкт-Петербурге и Гражданское Общество
Материалы, подготовленные к Конференции «Гражданской Восьмерки»
Москва, 2 декабря 2006 года
Питер И. Хайнал (Peter I. Hajnal)
Исследовательская Группа «Группы восьми» (G8), Университет Торонто
Основными вопросами, стоявшими на повестке дня саммита, проходившего в Санкт-Петербурге 15-17 июля 2006 года, были вопросы, касающиеся энергетической безопасности, здравоохранения/борьбы с распространением инфекционных заболеваний и образования. Гражданское общество может представить на рассмотрение лидерам Саммита и их командам множество предложений во всех трех областях.
В ходе подготовки к саммиту в 2005 и 2006 годах Россия неоднократно затрагивала вопрос об установлении отношений с гражданским обществом. Позитивным является участие шерпа (доверенного представителя президента) России в Консультационном проекте G8. На обоих заседаниях участников проекта G8, которые состоялись в британском аналитическом центре Chatham House 23 марта и 7-8 ноября 2005 года, он подтвердил желание правительства продолжать диалог.
С другой стороны, 21 декабря 2005 г. подавляющим большинством голосов членов Российской Думы (376 «за» и 10 «против») было одобрено новое законодательство, которое приведет к ограничению свободы действия неправительственных организаций, связанных с международными или иностранными неправительственными организациями. Однако, принятое законодательство менее сурово по сравнение с изначально представленным на рассмотрение: Правительство отменило условие, согласно которому неправительственные организации были обязаны зарегистрироваться, как чисто российские организации. Сторонники Президента Владимира Путина заявили, что новое законодательство будет служить целям обеспечения национальной безопасности. Тем не менее, его критики сетовали на то, что эти меры были не чем иным, как попыткой государства взять под свой контроль еще один сектор, один из немногих, которые еще не попали под государственный контроль. Закон был подписан Путиным в конце 2005 года и вступил в силу в апреле 2006 года. Остается надеяться, что введение нового законодательства не окажет неблагоприятного воздействия на деятельность местных российских неправительственных организаций при условии соблюдения ими правил и законодательства России.
Диалог
В поддержку подготовки встречи в Санкт-Петербурге, Путин учредил Совет по содействию развитию института гражданского общества и правам человека при президенте РФ. Председатель Совета, Элла Памфилова, на конференции по итогам 2005 года, сделала заявление о том, что ведущие российские неправительственные организации выступили с инициативой о формировании «Группы восьми – G8 2006», с тем чтобы оказать поддержку руководству России, которое четко выразило свою готовность развивать сотрудничество с российскими и международными гражданскими общественными организациями. Цель Группы восьми – повлиять на диалог, а также обеспечить включение в повестку дня наиболее актуальных для общества вопросов. В феврале 2006 года Гражданская Группа Восьми учредила Консультативный Совет, в состав которого вошли российские и международные эксперты. Задача Совета – играть направляющую роль в разработке программы и планов дальнейшего развития.
Гражданская Группа восьми подготовила амбициозную программу, которая предусматривает следующие планы: проработка предложений по трем основными темам, стоявших на повестке дня саммита в Санкт-Петербурге и отражающих позицию неправительственных организаций, а также возможность поднять дополнительные вопросы, в рассмотрении которых заинтересовано гражданское общество; организация национальных и международных дискуссий с целью расстановки приоритетов гражданского общества и путей подхода к официальному саммиту «Большой Восьмерки»; оценка проектов, идей и рекомендаций, имеющих социальную важность для G8; генерирование новых идей и подготовка рекомендаций для последующих саммитов G8.
В течение всего 2006 года проходили конференции, семинары и круглые столы, чаще всего в Москве. 16 февраля состоялся круглый стол, на котором присутствовали эксперты неправительственных организаций по вопросам энергетической безопасности, борьбе с распространением инфекционных заболеваний и образования. А 9-10 марта этот круг вопросов был вынесен не Международный Форум, который прошел под названием «Вклад институтов гражданского общества в повестку дня G8». Даты проведения этого Форума совпали со встречей шерпов G8, на которой впервые за все время развития отношений между гражданским обществом и G8 на сцене собрались все девять шерпов (по одному представителю каждой из стран Большой Восьмерки плюс один представитель Европейского Союза). На Форуме присутствовало более 300 представителей российских и международных организаций. Состоялся обмен мнениями, обе стороны ставили вопросы, однако, не на все вопросы, заданные шерпами, был дан ответ. К концу двухдневного Форума участники так и не смогли прийти к консенсусу. Но примерно неделей позже окончательные рекомендации – по вопросам энергетической безопасности, глобальной пандемии, образования, безопасности человека, торговле и развития (включая африканский регион), а также по вопросам интеллектуальной собственности – были переданы шерпу России.
На стадии, предваряющей саммит (апрель-июль), Гражданская группа G8 организовала еще целый ряд конференций, семинаров и круглых столов в защиту предложений мартовского Форума и достижения максимального эффекта, а также с целью укрепления сотрудничества между гражданским обществом и G8. Одна из таких встреч состоялась 18 мая в российском городе Казань, где небольшая группа представителей неправительственных организаций встретилась со всеми девятью шерпами, которые собрались в этом городе для проведения собственной встречи 18-19 мая.
3-4 июля в Москве состоялся Международный Форум «Гражданская Группа Восьми G8 2006», в котором участвовали более 600 представителей России и других стран. На Форуме лидеры G8 получили рекомендации по широкому кругу вопросов, который не просто совпадал с вопросами, стоящими на официальной повестке дня саммита, а затрагивал и многие другие вопросы: генетически модифицированные продукты; механизмы взаимодействия бизнеса и общества; инфекционные заболевания, глобальная безопасность и интересы общества; энергетическая безопасность; образование; биологическое многообразие; права человека; а также укрепление глобальной социальной и экономической политики с целью устойчивого развития человечества. На форуме произошел один из важнейших прецедентов в истории саммита: Путин обратился к участникам форума со следующим обещанием: «Я хочу Вас заверить, что все излагаемые вами вопросы будут доведены до сведения представителей стран Большой Восьмерки. И мы не только внимательно изучим их, но и проанализируем самым критическим образом и примем во внимание во время принятия окончательных решений». Он призвал обратить особое внимание на предложение неправительственных организаций, касающееся выработки регулярно действующих механизмов, консультирования и мониторинга выполнения решений саммита. Сделав свое заявление, он ответил на ряд вопросов участников Форума, проявив открытость и готовность участвовать в обсуждении, а также проявив свою осведомленность по большинству поднимаемых вопросов.
По окончании саммита Гражданская Группа Восьми сосредоточила свои усилия на претворении в жизнь и мониторинге решений саммита, на оценке результатов консультативного процесса и на подготовке рекомендаций для официальных представителей саммита 2007 в Германии. Последним мероприятием этого года станет Конференция российский и международных неправительственных организаций, которая запланирована на 2 декабря и будет проходить под названием «Выполнение повестки дня G8 2006». Выражается надежда, что в конференции примут участие шерпы России и Германии.
Помимо мероприятий Гражданской Группы Восьмерки 3-5 июля в Москве состоялся «Мировой Саммит Религиозных Лидеров», в котором приняли участие главы и посланцы христианских, иудейских, мусульманских, буддистских, индуистских и синтоистских общин из 49 стран. Они обратились к Главам государств Большой Восьмерки, своим религиозным общинам, а также ко всем людям доброй воли с призывом к налаживанию диалога, сохранению жизни человека, как наивысшего дара, осуждению терроризма. Они подчеркнули важность свободы вероисповедания, повышения нравственных ценностей, а также важность того, чтобы все страны в равной степени были ответственными хранителями ресурсов нашей планеты.
За месяц до начала саммита Национальные Академии Наук стран Большой Восьмерки, а также Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки подписали два совместных заявления: одно – касающееся энергетической стабильности и безопасности, второе – касающееся мер борьбы с распространением птичьего гриппа и других инфекционных заболеваний. С точки зрения научного сообщества, эти проблемы непосредственно связаны с основными вопросами, стоящими на повестке дня саммита в Санкт-Петербурге.
Российская сторона также ищет пути развития диалога с гражданским обществом. В этот процесс вовлечены не крупные, а небольшие, специально отобранные группы отдельных представителей. «Форум J8» (начавший деятельность после саммита в Глениглзе) состоялся 7-18 июля, и опять недалеко от Санкт-Петербурга, в г. Пушкине. В нем приняли участие 64 молодых человека (по восемь представителей от каждой из стран Большой Восьмерки) в возрасте от 13 до 17 лет. Они приняли участие в обсуждении вопросов, стоящих на повестке дня саммита (энергетика, образование и борьба с распространением инфекционных заболеваний), но, кроме того, подняли вопросы терпимости и насилия. В ходе предусмотренных консультаций с правительством принимающей страны участники Форума поделились своими соображениями с Министром здравоохранения и социального развития РФ, а также с российским шерпом. 16 июля в Константиновском дворце в Стрельне под Санкт-Петербургом (местом встреч лидеров государств) состоялась встреча юных дипломатов с главами государств Большой Восьмерки, в ходе которой 8 избранных представителей юношеской восьмерки передали Обращение к Главам Государств. 14 июля перед ними выступил Путин и ответил на вопросы делегатов. Это был еще один G8 “first”.
По давней традиции G7/G8 частью Санкт-Петербургского процесса явился также и диалог с профсоюзными лидерами. 75-минутная встреча представителей российских и международных профсоюзных лидеров с Путиным состоялась 6 июля. В ходе этой встречи представители профсоюзов передали главе принимающей страны G8 «Профсоюзное Заявление участникам саммита G8 в Санкт-Петербурге», утвержденное на состоявшейся 5-6 июля встрече профсоюзов. Основные мотивы «Заявления» совпадают с темами саммита, однако, затрагивают более широкий круг вопросов, касающихся трудового права, таких как: соблюдение профессиональных прав трудящихся и трудовых норм; развитие финансирования; охрана здоровья; достижение действительно хорошего соглашения в многосторонних переговорах по торговле; энергетическая безопасность, защита окружающей среды и конкурентоспособность труда; достижение целей G8 в сфере образования; миграции и международной мобильности труда. Путин дал обещание, что все предложения будут переданы участникам саммита.
Вечером 4 июля в резиденции Путина в подмосковном Ново-Огареве состоялась трехчасовая встреча Путина с главами следующих международных НПО: Гринпис (Greenpeace), Всемирный Фонд Дикой Природы (World Wildlife Fund), Международная Амнистия (Amnesty International), международное благотворительное агентство Oxfam, международная сеть Social Watch, Всемирный Альянс за Гражданское Участие (CIVICUS), международная благотворительная организация ActionAid, организация по защите прав потребителя Consumers International, правозащитная организация Human Rights Watch, всемирная образовательная компания (Global Campaign for Education), Международная организация по борьбе с бедностью (Global Campaign against Poverty), Международный Совет Женщин (International Council of Women) и международная организация по борьбе с коррупцией (Transparency International). На встрече также присутствовал шерпа России и Элла Памфилова. Представители общественных организаций затронули широкий круг вопросов, касающихся изменения климата, энергетики и энергобезопасности; борьбы с бедностью, и сформулировали свои пожелания лидерам G8 (включая долги, образование и здравоохранение, реформу управления финансовыми институтами, торговлю и уровень жизни), а также обеспечения безопасности человека. По окончании встречи Куми Наидоо (Kumi Naidoo), глава международной организации по борьбе с бедностью (Global Campaign against Poverty), заявил: «Мы надеемся, что главы государств Большой Восьмерки примут во внимание наши основные идеи и что такие встречи станут регулярными, а правительства стран G8 будут сотрудничать с общественными организациями на постоянной основе». Со своей стороны, Путин заявил, что «не исключает возможность постоянного диалога между представителями G8 и НПО».
В течение 2006 года, как перед саммитом в Санкт-Петербурге, так и после него, проводились встречи участников G8 с министрами по энергетике, образованию, здравоохранению, науке, финансам, а также министрами иностранных дел. Подавляющая часть подобных встреч может служить хорошей основой для продуктивного взаимодействия, включая диалог с гражданским обществом. (Фактически, рекомендации мартовского Форума Гражданской восьмерки по вопросам, связанным с энергетикой, были своевременно переданы министрам энергетики, как раз накануне их встречи 15-16 марта). Форум по партнерству с Африкой (APF) является еще одно группой, инспирированной «восьмеркой». В настоящее время он приобретает особую актуальность, особенно в связи с тем, что вопросы, связанные с развитием африканского континента, не стояли на повестке дня саммита Большой Восьмерки 2006 года. Тем не менее, Россия является сопредседателем APF во время регулярных совещаний, которые проводятся два раз в год и способствуют развитию и росту благосостояния этого континента.
Контрсаммиты и демонстрации
Так называемый контрсаммит, под названием «Другая Россия», проходивший в Москве 11-12 июля, был организован российскими антиглобалистами. Этот митинг явился продолжением традиции “altremondiste”, подражателем примера Мирового Социального Форума (World Social Forum) и некоторых других ранее проводимых контрсаммитов.10 В Форуме приняли участие сотни человек, в том числе такие участники компаний по защите прав человека, как Людмила М. Алексеева и Сергей А. Ковалев, бывший премьер-министр России Михаил М. Касьянов, чемпион мира по шахматам и политик-оппозиционер Гарри Каспаров, а также бывший шерпа России Андрей Илларионов. Они защищали соблюдение законности в России и выразили несогласие, по их словам, с арбитражными и антидемократическими мерами правительства. Официальные лица России, включая шерпу России, выступили с критикой западных дипломатов, которые приняли участие в Форуме (в том числе посла Великобритании и двух ведущих дипломатов США). Однако, необходимо отметить, что тот факт, что контрсаммит совершенно официально имел место, свидетельствует о том, что Россия 2006 года не является тоталитарным государством. Более того, члены ряда ведущих оппозиционных партий отказались принять участие в митингах с участием бывших бескомпромиссных коммунистов. А вскоре после контрсаммита Роланда Гётца (Roland Götz) российского специалиста Германского института международной политики и безопасности (German Institute for International and Security Affairs) цитировали следующим образом: «Я считаю, что форум «Другая Россия» не окажет существенного влияния на ход саммита Большой Восьмерки. Западные лидеры хорошо осведомлены о проблемах гражданского общества в России…. Они не узнали ничего нового».
На повестке дня форума «Другая Россия» стояли следующие вопросы: гражданские права, «внутренние войны», «насилие над обществом и природой», «власть и общество». Участники Форума направили письма главам государств G7 (не G8), в котором выразили свою озабоченность по поводу «многомасштабной кампании политических репрессий …… в России», задержания под арестом и физического насилия над представителями оппозиции. Они призвали «лидеров свободного мира потребовать от Президента России Владимира Путина немедленного освобождения всех жертв репрессий и прекращения всех незаконных действий против политической оппозиции». По окончании пресс-конференции, посвященной саммиту, на вопрос журналиста относительно «Другой России» Путин ответил, что это явление «еще раз доказывает то, что демократические процессы здесь развиваются нормальным путем и что у нас действующая оппозиция…. Если со стороны представителей оппозиции озвучивают действительно конструктивные идеи, именно нашей задачей является, с моей точки зрения, принятие такого мнения во внимание».
Как и накануне предыдущих саммитов, в пятый раз был организован «саммит бедняков», который состоялся в городе Гао, расположенным в нескольких тысячах километров от столицы Мали, г. Бамако. В нем приняли участие 500 представителей 60 неправительственных организаций (в основном, из Африки, а также из стран Европы и Северной Америки). Они обсудили вопросы, связанные с выплатой внешних долгов, приватизацией и выразили серьезное недовольство тем, что на саммите в Санкт-Петербурге не было уделено внимания проблемам Африканского континента, а также невыполнением обязательств, принятых на предыдущем саммите G8 в отношении борьбы с бедностью на континенте.
Накануне проведения саммита прошел ряд небольших демонстраций и акций протеста. Некоторые из них были организованы самыми разнообразными представителями коммунистических группировок. Другие группы демонстрантов включали крайне правых представителей Антиглобалистского движения России, активистов, отстаивающих права человека, участников кампаний по защите окружающей среды и небольшое количество анархистов. 14 июля антиглобалисты (предположительное количество участников – от 100 до 300 человек) собрались на двухдневное собрание, которое прошло под названием «Русский социальный форум». Встреча проходила на стадионе им. Кирова на окраине Санкт-Петербурга в 20 километрах от резиденции саммита. Участники планировали проведение демонстрации в центре Санкт-Петербурга, но им не удалось получить необходимые разрешения.15 Тем не менее, Коммунистическая партия, собрала небольшую группу, включавшую порядка 250 человек, которая собралась в центре Санкт-Петербурга. Сообщалось, что как на стадионе, так и в центре Санкт-Петербурга русских было намного больше, чем иностранцев.
Гражданское общество и документы саммита
На пресс-конференции, посвященной окончанию саммита, Путин, подводя итоги работы саммита, в том числе сказал следующее: «В ходе наших обсуждений были приняты во внимание рекомендации двух важных форумов, проходивших в Москве в начале июля - Мирового саммита религиозных лидеров и Международного форума неправительственных организаций, Гражданская Группа Восьми G8 2006. Оба форума были организованы по инициативе аппарата Президента России. Дискуссии в ходе саммита привели к принятию целого ряда соглашений, которые будут отражены в соответствующих документах».16 Если это действительно так, то это означало бы, что гражданское общество оказало существенное влияние на исход саммита. Напрашиваются следующие вопросы: «Как гражданское общество отражено в документах саммита? Каковы основные средства передачи информации о результатах саммита?
Два неразрывно связанных между собой документа, касающихся энергетической безопасности, основного пункта повестки дня саммита в Санкт-Петербурге, не дают ссылок ни на гражданское общество, ни на НПО. Это - Заявление G8 «Глобальная энергетическая безопасность» и приложение к нему «План действий г. Санкт-Петербурга по обеспечению глобальной энергетической безопасности». Однако в некоторых других документах имеются ссылки на гражданское общество и НПО. Например, заявление «Образование для инновационного общества в XXI веке»; Декларация саммита G8 по контртерроризму; и «Доклад группы G8 по ядерной и физической безопасности».
В документе «Образование для инновационного общества в XXI веке» содержится следующее обещание: «Правительства наших стран будут всячески способствовать развитию диалога и взаимодействия с бизнесом, высшим образованием и занятостью, с тем чтобы разработать действенную политику в сфере высшего образования и управления персоналом» (пар. 10). В документе также сказано, что «главы государств «приветствуют активное участие делового сообщества и неправительственных организаций в развитии процесса непрерывного обучения, что обеспечивает компетенции и навыки, необходимые обществу и экономике» (пар. 17). Не так четко, но, тем не менее, документ предусматривает, что страны Большой Восьмерки «будут придерживаться …принципов… постоянного взаимодействия всех заинтересованных сторон, включая гражданское общество … в деятельность, направленную на борьбу со СПИДОМ и сокращение санкций против них и дискриминации страдающих этим заболеванием» (пар. 17). Декларация саммита G8 по контртерроризму еще раз подтверждает обязательство участвовать «в активном диалоге с гражданским обществом в борьбе с предотвращением терроризма» (пар. 4). В «Докладе группы G8 по ядерной физической безопасности» упоминаются «усилия и инициативы правительственных и неправительственных организаций», направленные на обеспечение безопасности реакторов в свете аварии на ядерной станции в Чернобыле 20 лет тому назад.
Реакция гражданского общества на саммит в Санкт-Петербурге
Пресс-релизы, выпускаемые как перед, так и после саммита, в целом демонстрируют критическое отношение гражданского общества к саммиту в Санкт-Петербурге:
• Организация «Международная амнистия» (Amnesty International) в своем заявлении от 18 июля «выразила неудовлетворенности тем, что участники G8 не сумели поставить защиту интересов гражданских лиц выше политики. В ходе обсуждения конфликта и постоянных нападок на мирное население со стороны Израиля и группировки Хезболлах… (Как следствие эскалации конфликта между Израилем и Хезболлах) лидеры G8 не сумели выполнить свои моральные и юридические обязательства серьезным обсуждением вопиющего нарушения международных гуманитарных законов.
• Пресс-релиз для прессы, выпущенный организацией DATA (Debt AIDS Trade Africa) 24 июля, был озаглавлен следующим образом: DATA призывает Большую Восьмерку и глав государств Европейского Союза выполнить свое обещание обеспечить справедливую торговлю со странами Африки.»
• Сторонники Earth International, основывая свои выводы на данных, полученных в результате утечки черновой версии документа, 14 июля заявили следующее: «Планы G8 в отношении глобальной энергетической безопасности являются грязными, опасными и приведут лишь к дальнейшему изменению климата. Несмотря на заверения G8 принять меры против изменения климата, черновая версия плана содержит предложения увеличить инвестиции в поиск новых запасов нефти и газа, повысить производительность очистки нефти, большее внимание уделять развитию ядерной энергии.
• Спикер международного благотворительного агентства Oxfam 17 июля настаивал на следующем: «Недооценивая важность борьбы с бедностью, Большая Восьмерка игнорирует самый серьезный мировой кризис, кризис, который к их следующей встрече приведет к гибели 11 миллионов детей. В будущем году канцлер Ангела Меркел (Merkel) должна поставить вопрос борьбы с бедностью в качестве ключевого на повестке дня саммита. Покончить с бедностью – это гонка против времени. В этом году участники G8 ходили кругами; Канцлер Меркел (Merkel) должна сделать все возможное, чтобы в будущем году в Германии они вышли на финишную прямую». По поводу обещания увеличить суммы финансирования Мирового фонда советник OI сказал следующее: «наши слова сильнее, чем в Глениглзе, но нам по-прежнему сильно не хватает наличных».
• 17 июля Гринпис (Greenpeace) отверг заявления G8 по энергетической безопасности: «G-8 снова не сумели разработать стратегию для устойчивого обеспечения энергобезопасности. Им следует более серьезно подойти к этому вопросу; в противном случае, он может стать неуместным».
• 17 же июля представители международной организации по борьбе с коррупцией (Transparency International) заявили следующее: «Заявление Большой Восьмерки о борьбе с коррупцией на самом высоком уровне отражает зрелое понимание проблемы коррупции и означает, что время безнаказанности для некоторых официальных лиц подходит к концу. Заявления в отношении Африки содержат положительные моменты в отношении требуемых инициатив, но им не хватает деталей и конкретных обязательств.»
Выводы
Какие уроки мы извлекли из опыта взаимодействия гражданского общества с G8 в 2006 году? Ниже представлены некоторые наблюдения.
1. Российские и международные организации успешно сотрудничали в течение всего 2006 года. Это всегда является важным фактором, способствующим эффективной деятельности гражданского общества.
2. Гражданское общество действовало более эффективно после того, как признало и стало использовать параллели между вопросами G7 и G8, например, между образованием и здравоохранением. В определенной степени в 2006 году это было сделано, но не достаточно. (НПО всегда пытаются сконцентрироваться на своих более узких интересах и задачах).
3. Существенным является тот факт, что саммит Большой Восьмерки является частью целого ряда последовательных крупных международных встреч. В этом году неправительственные организации были хорошо осведомлены о таком масштабе, а также о необходимости постоянного внимания и деятельности вокруг других форумов, будь то ООН, ВТО, международное энергетическое агентство IEA, ВОЗ или другие организации.
4. Гражданское общество получило хороший урок и сделало вывод, что для того чтобы добиться максимального потенциального результата необходимо глубокое знание системы и процессов G8. В 2006 году многие НПО занимали солидное положение, что позволило им обеспечить плодотворный диалог с системой G8, включая встречи в министерствах, шерпами, исполнительной группой, а также с членами институтов, поддерживающих правительственный саммит. Они знали их повестку дня и даты проведения встреч.
5. Еще одним крайне существенным фактором, который необходимо учесть гражданскому обществу, является важность начала диалога и лоббирования в самом начале процесса подготовки к саммиту, поскольку процесс составления и утверждения повестки дня занимает не менее года и постепенно переходит от одного саммита к другому. Это превосходно было продемонстрировано в России в 2006 году.
6. Зачастую некоторые НПО и коалиции (основываясь на своих принципах или идеологии) принимают решение не участвовать в диалоге или другом конструктивном взаимодействии с G8. Это их демократическое право, однако, важно тщательно взвесить затраты и выгоды, которые могут быть получены в результате «самовключения» или «самоисключения», и признать, что цена «самоисключения» - отсутствие влияния на G8. Это подтверждается опытом «Другой России».
7. И, наконец, самым важным является тот факт, что Россия, впервые получив президентство в G8, продемонстрировала свою открытость и готовность на самом высоком уровне безгранично взаимодействовать с гражданским обществом. По всей видимости, Германское президентство в 2007 году продолжит эту крайне положительную тенденцию.