Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Интервью, публикации

Президент России В.Путин, Федеральный канцлер Германии А.Меркель и Президент Франции Ж.Ширак провели трехсторонние переговоры. Пресс-конференция по окончании встречи


23 сентября 2006 года
Компьень

Ж.ШИРАК:

Дамы и господа!

Начиная нашу пресс-конференцию, позвольте мне высказать Федеральному канцлеру Германии все те чувства, которые испытывает Франция в связи с катастрофой, произошедшей вчера в Германии, и попросить ее передать всем семьям жертв и пострадавшим соболезнования от имени Франции. Соболезнования, которые я хотел бы выразить также Президенту Путину в связи с катастрофой не столь масштабной, но повлекшей за собой жертвы, произошедшей на Чукотке с кораблем.

Я хотел бы от всего сердца поприветствовать здесь во Франции Президента Путина и госпожу канцлера Меркель и сказать им о том удовлетворении, которое испытываем мы, встречая их здесь, на традиционной трехсторонней встрече, которая позволяет продвинуться вперед в рамках стратегического партнерства между Евросоюзом и Россией.

Мы хотим продвинуться вперед в тех размышлениях, которые ведет Европейский Союз в организации четырех «общих пространств», - экономического, правосудия и внутренних дел, внешней политики, культуры и образования. Это четыре направления, в которых мы продвигаемся вперед и удовлетворены этой ситуацией. Это станет очередной темой наших переговоров в следующем году по заключению нового договора о партнерстве и сотрудничестве между Евросоюзом и Россией. Мы нацелены на расширение этого партнерства во всех областях. Сегодня утром мы говорили об этом – в особенности это касается энергетики - и я подчеркиваю, что Финляндия, являющаяся председателем ЕС, пригласила Президента Путина на европейский саммит, который состоится в октябре. Мы затронули также целый ряд проблем, который касается инфраструктуры, сотрудничества в авиакосмическом секторе, экономического сотрудничества между нашими регионами. Разумеется, мы затронули региональные вопросы, подтвердив нашу общую волю участвовать в развитии мирных процессов везде, где есть необходимость, и поддерживать тесное сотрудничество в этих направлениях. Мы упомянули Косово, где поддерживаем усилия Президента Ахтисаари для выработки согласованного решения. Мы обсудили так называемые «замороженные конфликты» на Кавказе, в Молдавии, где Европейский союз и Россия должны соединять усилия во имя мира. Мы затронули проблему необходимости переговоров и диалога по поиску решения конфликта между «шестеркой» и Ираном, который сейчас является предметом переговоров господина Соланы от имени «шестерки». Мы, разумеется, упомянули проблематику Ливана и Ближнего Востока, выразив надежду на то, что сможем продвинуться к мирному решению, которое требует восстановления спокойствия в Ливане и восстановления государственной власти на территории всего государства, для чего необходимо избежать новой драмы в Палестине, - а такая угроза существует, принимая во внимание нынешнюю ситуацию, в которой находятся палестинцы.

Это основные темы, которые мы обсудили. Я хотел бы сначала передать слово Президенту Путину, а затем госпоже Меркель.

В.ПУТИН: Большое спасибо, уважаемый господин Президент. Дорогие дамы и господа, только что у нас состоялись очень насыщенные и продуктивные переговоры с Канцлером Федеративной Республики и Президентом Франции.

Встреча прошла, как и обычно в таких случаях, в духе открытости и полного взаимопонимания. Она еще раз показала, что формат «тройки» востребован и зарекомендовал себя в позитивном ключе на практике. Рассматриваем его в качестве надежного и хорошего механизма согласования подходов и выработки совместных действий в духе стратегического партнерства.

Еще раз подчеркну – такой регулярный обмен мнениями позволяет нам не только лучше понимать друг друга, но и оперативно реагировать на актуальные международные угрозы и вызовы, согласовывать позиции в двухстороннем формате

Хотел бы здесь сразу отметить схожесть наших позиций по основным внешнеполитическим проблемам. Жак только что сказал об этом. Так, было вновь подтверждено общее стремление к справедливому урегулированию положения на Ближнем Востоке, в том числе – в Ливане. Был продемонстрирован и совместный настрой на политико-дипломатическое разрешение ситуации вокруг иранского ядерного досье, а также на создание условий для долгосрочной стабильности в других взрывоопасных точках.

В ходе встречи говорили и о результатах саммита большой «восьмерки» в Санкт-Петербурге.

Я уверен, что при передаче эстафеты председательства от России к Федеративной Республике мы будем взаимодействовать также плодотворно. В том числе – в таких приоритетных для нас всех сферах, как энергетика, развитие образования, борьба
с инфекционными заболеваниями.

Особое внимание мы уделили отношениям России и ЕС. Очевидно, что во взаимодействии России и Евросоюза безусловным приоритетом остается формирование четырех общих пространств. Мы надеемся, что проявленное на нынешней встрече нашими французскими и немецкими коллегами чувство глубокой заинтересованности в укреплении сотрудничества России и Евросоюза позволит серьезно продвинуться в решении поставленных задач. Рассчитываю, что такой подход сохранится и во время предстоящего председательства в ЕС Федеративной Республики Германии, а затем и Франции.

Из других сфер трехстороннего взаимодействия отмечу также, что для нас приоритетным является сотрудничество в области промышленности и энергетики. Россия заинтересована во взаимных кооперационных связях и реализации совместных проектов в высокотехнологичных областях в авиации и космонавтике, современной транспортной инфраструктуре.

Мы говорили, конечно, и о космосе, и об авиации применительно к конкретным проектам. Вчера только, вы знаете, были подписаны в двухстороннем формате документы, которые дают возможность реализовать транспортные инфраструктурные проекты в России совместно, в данном случае, с французскими партнерами в объеме более 10 миллиардов долларов. У нас большие планы с Федеративной Республикой в области энергетических проектов, машиностроения. Все это было в центре нашего внимания и должен отметить, что встреча проходила не просто конструктивно - она была предельно деловой, конкретной. За создание такой деловой и благоприятной атмосферы для переговоров я очень благодарен Президенту Франции Жаку Шираку. Спасибо большое.

А.МЕРКЕЛЬ: Во-первых, позвольте от всей души поблагодарить за сердечный прием во Франции на этой встрече, в том числе и со стороны населения Франции. Это меня очень впечатлило. Эти встречи Франции, России, Германии проводятся с 1998-го года. Они уже стали доброй традицией и, естественно, внесли свой вклад в то, что стратегические отношения, хорошие отношения между Россией и Европейским союзом, в частности, с Германией и Францией, таким образом не только поддерживаются, но им дается и дополнительный импульс. И тот факт, что Германия, Франция встречаются с Россией, свидетельствует об укреплении и расширении отношений России со всем Европейским союзом.

Мы сегодня действительно говорили о ряде двухсторонних и трехсторонних проблем и о международных темах, о стратегической направленности российско-европейского сотрудничества. Мы рады предстоящему визиту российского Президента в Лахти (Финляндия) и видим большие перспективы для такого сотрудничества в сфере энергетики. Это должно основываться на том, что мы - надежные партнеры друг для друга, и есть интерес с обеих сторон, то есть здесь нет проигравших, есть только победители.

Мы говорили и о том, каким образом будут развиваться другие области сотрудничества. Мы посмотрели, каким образом мы оцениваем международную обстановку. Я исключительно позитивно оцениваю сотрудничество России, Германии, Франции по такой проблеме как Иран. Мне кажется, что только международное сообщество может оказать необходимое влияние на Иран, чтобы достичь политического решения. И мне кажется, что многочисленные беседы между высокими представителями ЕС по внешней политике и иранскими представителями приведут к прогрессу. Мы как европейцы и «шестерка» сделали четкое предложение - мы хотим дать Ирану перспективу, но на основе четких международных правил игры. Очень важно, что кроме использования военной компоненты - миссии ООН - мы должны продвинуть и политический диалог между Израилем и Палестинской автономией. Мы хотим решения в формате двух государств, мы хотим поддержать Аббаса в его усилиях по созданию правительства национального единства и мы хотим, чтобы Ливан укрепил свой суверенитет, и тем самым была бы улучшена политическая ситуация в этой стране. То есть, чтобы Ливан мог использовать все, что подобает иметь государству, и чтобы у него была бы такая возможность и сотрудничество с миссией ООН.

В целом я считаю, что эти встречи весьма важны. Они прошли в конструктивной дружественной обстановке. Отдельно хочу сказать огромное спасибо хозяевам встречи, которые внесли в ее подготовку большой вклад.

ВОПРОС: (Президенту Ж.Шираку). Европейцы – пассажиры одного корабля. Является ли это сильным сигналом в адрес Соединенных Штатов?

Ж.ШИРАК: Не вижу, какого рода знаком это могло бы быть. Но с другой стороны, это – безусловно, сильный знак в отношении Европейского союза, который нацелен на дальнейшее развитие на европейском контексте, который расширяется и нацелен на поддержание прекрасных отношений с Россией. Но это союз, который не направлен ни против кого.

ВОПРОС: Госпожа Федеральный канцлер, есть однозначные вопросы, я не хочу их сейчас задавать. В преддверии этой встречи, я вспоминаю год 2003, когда там был разговор об оси Париж-Берлин-Москва. Вопрос: Вы говорите, что считаете очень важными эти встречи, но до этого Вы говорите, что в принципе такое решение не подходит.

А.МЕРКЕЛЬ: Я уже говорила о том, что такие встречи происходят с 1998-го года. Вот с 98-го года я считаю их правильными. И должно быть четко и ясно. И господин Президент Ширак сказал, что они не направлены не против кого-либо. У нас есть общие интересы, у нас есть необходимость обмениваться мнениями. И мы не хотим ни против кого этого направлять. По проблематике Европейского союза – есть, конечно, вопросы. Важно, что это конструктивная и полезная встреча.

ВОПРОС: (всем) Не могли бы вы более подробно остановиться на тех договоренностях, которые были достигнуты в области авиастроения и космоса? И, если позволите, отдельный вопрос к Владимиру Путину. Владимир Владимирович, Вы неоднократно заявляли, что не пойдете на третий срок. Но в последнее время сразу несколько российских регионов выступают с инициативой проведения референдума, который бы позволил Вам баллотироваться на третий срок, и соответственно были бы внесены поправки в Конституцию. Если провести такой референдум, то не трудно предсказать его результаты. Это как-то повлияет на Ваше решение по поводу третьего срока? Спасибо.

В.ПУТИН: Все-таки начнем с нашей сегодняшней работы. Вы спросили о сотрудничестве между Россией и европейскими странами, в частности, Германией и Францией, в области авиации и космоса. Всем уже хорошо известно, что эта тема стала особенно актуальной после того, как стало известно, что один из российских банков приобрел пятипроцентный пакет Европейской авиакосмической компании (EADS). И мы сегодня достаточно подробно говорили и об этой ситуации, и обо всем комплексе нашего взаимодействия в указанной Вами сфере. Прежде всего, хочу сказать, что все мы выразили заинтересованность в развитии сотрудничества в сфере авиации и космоса. И наши немецкие и французские партнеры подтвердили свою заинтересованность в участии в ряде космических проектов, в том числе и создании современного челонка - челнока нового поколения - для транспортных космических перевозок и для пилотируемых полетов. У нас существует целая программа развития контактов с EADS, в том числе в промышленной сфере, - прежде всего в промышленной сфере, на что особый упор сделал Президент Франции.

Что касается приобретения нашим банком пятипроцентного пакета EADS, то могу всех успокоить, - это не признак какого-то агрессивного поведения со стороны российских партнеров. Это игра на рынке ценных бумаг. Наш банк воспользовался благоприятной конъюнктурой понижения котировок этой компании. И приобрел известный пакет. Мы не собираемся использовать этот пакет для того, чтобы как-то функционально изменить ситуацию в EADS. Но мы готовы к развитию сотрудничества с этой компанией. Но это сотрудничество в субстантивном плане будет развиваться, только если нами будут достигнуты соответствующие договоренности с немецкими и французскими партнерами. А это может быть возможно в результате работы экспертной группы, которая должна будет определить перспективу такого сотрудничества. О создании этой экспертной группы мы сегодня договорились.

Да, что касается инициативы по поводу изменения Конституции и третьего срока и так далее. Насколько мне известно, во Франции нет вообще ограничения по срокам избрания президента. Но в России такие ограничения есть. И я очень благодарен тем гражданам России, которые, оказывают мне доверие. Очень благодарен. Но на вопрос Ваш о том, что делать в этой ситуации, ответ может быть только один – подчиниться закону и Конституции, действующей в России.

ВОПРОС: Если не ошибаюсь в своих ощущениях, то кроме разговоров об излишней зависимости от России в Европе все чаще говорят о необходимости расширять сотрудничество, особенно во Франции и Германии, что, по-моему, сейчас подтвердили уважаемые лидеры. Чувствуете ли изменения в этих настроениях и как Москва намерена на них реагировать? И, кстати, если можно, вопрос ко всем трем лидерам: как вы оцениваете текущее сотрудничество в энергетической сфере, работу над крупными проектами? Спасибо.

В.ПУТИН: Мы сегодня много говорили об энергетике. Естественно. И еще раз все подтвердили тезис о том, что у нас в этой сфере существует взаимная зависимость. Зависимость ваших потребителей от поставок из России энергоресурсов и зависимость наших поставщиков от потребителей. И в целом это - позитивная зависимость, которая только укрепляет наше сотрудничество и создает стабильные условия для развития европейской и российской экономик.

Если мы не будем ничего политизировать, мы согласимся, что это правильный тезис. Мы видим позитивные изменения в настроениях европейской общественности, и в политических, и в экономических кругах наших партнеров. Мы это не только видим, мы на это соответствующим образом реагируем. Я сегодня проинформировал наших коллег о том, что мы планируем делать в сфере энергетики. Все наши планы по развитию транспортной инфраструктуры не направлены против кого бы то ни было. Они служат только одной цели и одной задаче - диверсификации транспортных потоков для наших основных потребителей в Европе. Все наши традиционные страны-транзитеры не столкнутся — у нас нет таких планов и не будет – они не столкнуться с дефицитом у себя, на собственном рынке. Они будут выполнять важную роль транзитных стран так же, как это было до сих пор. Мы не планируем сокращения объемов транзита через те страны, которые используются в качестве таковых традиционно. Россия намерена выполнять все свои обязательства перед всеми нашими партнерами в Европе. Более того, некоторое время назад в один из своих первых приездов в Москву госпожа Меркель ставила вопрос о возможности переориентации части ресурсов с одного из крупнейших нефтегазовых месторождений северо-запада России - со Штокманского месторождения - на европейские рынки. Могу вас проинформировать: компания «Газпром» рассматривает такую возможность, и такое решение может быть компанией «Газпром» принято в самое ближайшее время.

Да, для справки могу сказать, что если сегодня мы поставляем в Германию примерно 55 - если я не ошибаюсь, - миллиардов кубометров газа, то с одного Штокмана мы сможем в год поставлять от 25 до 45 миллиардов в пике поставок. Можете представить себе, какой это объем! И что это значит для экономики Европы и для экономики Германии. Поставки только с этого месторождения могут быть осуществлены в течение 50-70 лет. Это создает абсолютно стабильную, устойчивую ситуацию в экономике и в энергетике Европы, и, прежде всего, конечно, в энергетике Федеративной Республики Германии.

ВОПРОС (Президенту Ж.Шираку): По данным газеты «Републикэн» [l'Est Republicain], французское управление по разведке направило Вам доклад о смерти Усамы бен Ладена. Можете ли Вы это подтвердить? С другой стороны, я хотел бы спросить: госпожа канцлер, господин Путин, есть ли у вас подобная информация?

Ж.ШИРАК: Первая реакция - я был удивлен тем, что конфиденциальный доклад разведуправления был опубликован, и просил министра обороны немедленно провести расследование по этому вопросу и сделать все необходимые выводы. Что же касается сути вопроса - то есть этой информации - она никоим образом на данный момент не подтверждена и у меня нет комментариев по этому вопросу.

А.МЕРКЕЛЬ: У нас тоже нет сведений по этому поводу.

В.ПУТИН: Во-первых, хочу сказать, что между нашими специальными службами налажен очень хороший обмен информацией. Мы удовлетворены уровнем сотрудничества, особенно с французскими партнерами. Это очень деловые люди, профессиональные. И это полезная совместная работа, в том числе и на самом остром направлении - борьбе с терроризмом. Что касается различных утечек, то могу сказать следующее. Когда появляются доклады подобного рода, а потом происходит утечка информации, это наводит на мысль о том, не сделано ли это специально. Но у нас подобного рода информации нет.

ВОПРОС: Сколько времени отводите вы для иранцев, для продолжения диалога? Иными словами, насколько хватит вашего терпения, прежде чем будут приняты санкции?

Ж.ШИРАК: У меня была возможность сказать вам - и я думаю, что это мнение разделяют. В этом деле необходимо сделать все, чтобы найти диалоговое решение. Это всегда лучший выход. Лучшее урегулирование любых проблем. И я умеренно оптимистичен, поскольку это присуще мне, относительно успеха переговоров, которые прошли между шестеркой и Ираном, между господином Соланой и господином Лариджани. Мы ждем результатов и надеемся, что в ближайшее время будет принято соглашение, к которому мы придем путем диалога.

ВОПРОС: Вчера в Ливане прошла масштабная манифестация лидеров Хезболлы, которая критиковала силы ООН. В частности, немецкие военно-морские силы, говоря, что Германия пришла - и вообще силы ООН пришли - для обеспечения израильской безопасности. Как оцениваете вы результаты этой демонстрации, господин Ширак, госпожа Меркель и Президент Путин? У меня вопрос к вам. Вы говорили о справедливом решении для Ливана. Международный суд для осуждения виновных в преступлениях Президента Харири вписывается в контекст такого справедливого урегулирования?

А.МЕРКЕЛЬ: Я считаю, что это естественно, что мы действуем на основе резолюции 1701, и это означает, что мы помогаем Ливану. Поддерживая его в решении его задач, то есть охране побережья и предотвращении контрабанды оружия. Германия предпринимала самые различные меры, чтобы добиться самостоятельного, сильного, суверенного Ливана. И мы именно в этом поддерживаем премьер-министра и правительство этой страны. А с другой стороны, понятно, что Израиль, естественно, имеет право на существование, но мы здесь реализуем резолюцию 1701.

Ж.ШИРАК: У меня неоднократно была возможность говорить: ливанцы хотят жить в свободном и независимом государстве? – ответ, безусловно, «да». Но не может быть свободного и независимого государства, если его правительство не способно осуществлять свою власть на всей территории. Это то, что констатировали Объединенные Нации, принимая резолюцию 1701, и эта проблема должна быть урегулирована. Решить ее могут и должны сами ливанцы, это должен быть внутриливанский процесс, процесс, основанный на благоразумии. И с другой стороны очевидно, поскольку вы упоминаете демонстрацию, что является чертой демократии, очевидно, что Хезболла призвана стать в Ливане политической партией, партией как частью ливанского народа, партией, которая нормально впишется в правила и рамки демократии. К этому стремимся мы для Ливана и для ливанцев.

В.ПУТИН: Прежде всего, хочу сказать, что мы готовы принять решение по направлению в Ливан небольшого контингента российских военных строителей для оказания помощи этой стране в восстановлении ее инфраструктуры, разрушенной в результате бомбардировок. Мы планируем сделать это не в рамках миссии ООН, а на двухсторонней основе, но считаем, что это существенный вклад в международные усилия по восстановлению Ливана. Но мы сделаем это только в том случае, если убедимся, что этого хотят все политические силы Ливана и что наше участие там приветствуется всеми политическими силами Ливана.

Теперь что касается трагедии, связанной с убийством бывшего премьер-министра Харири. Мы полагаем, что ведение международного расследования и доведение его до суда является действием в абсолютно правильном направлении, которое, как мы вчера еще говорили с Президентом Шираком, должно показать всем, что решение политических проблем подобным террористическим образом для международного сообщества неприемлемо. И убийцы должны быть найдены и наказаны, кем бы они ни были.

ВОПРОС: (Президенту В.Путину) Вы сказали про «замороженный конфликт», что существует совместная позиция. Я бы хотела услышать, в чем состоит эта совместная позиция, в частности, по поводу непризнанных территорий на территории государства Грузия, особенно после того, что в последнее время сказал господин Саакашвили о демилитаризации. Спасибо.

В.ПУТИН: Михаил Николаевич - человек горячий, на Кавказе все политические деятели отличаются особой эмоциональностью. И тем более, конечно, он переживает за свою страну, за непростую ситуацию, в которой находится государство.

Считаю, что основой любого урегулирования должно быть стремление к поиску диалога и компромисса. И если такая политическая воля будет проявлена со стороны всех вовлеченных в конфликт сторон, то можно рассчитывать на результат. Россия готова выступить гарантом таких возможных договоренностей. В этом, собственно, и заключается общий подход к «замороженным конфликтам», который мы констатировали сегодня.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина