Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Интервью, публикации

А.Писарев. России предстоит председательствовать в “восьмерке”


А.Б.Писарев, начальник отдела Департамента внешнеполитического планирования МИД России, кандидат исторических наук

С 1 января 2006 года к Российской Федерации перейдут функции председателя в "Группе восьми". Решение о первом российском председательстве в "восьмерке" было принято на саммите в Кананаскисе (Канада) в июне 2002 года. Этот шаг явился выражением признания партнерами растущей роли России в современном мире, реальных успехов наших экономических и демократических реформ. Предстоящее в 2006 году председательство России в "Группе восьми" будет способствовать продвижению национальных интересов на международной арене, дальнейшему росту авторитета нашей страны в мире. Особое значение для нас имеет то обстоятельство, что на нынешнем этапе функционирования "Группы восьми" Россия через расширение партнерского взаимодействия с членами "восьмерки", в том числе по каналам "личной дипломатии" на высшем уровне, будет реально инициативно участвовать в регулировании международных отношений, в выработке адекватных формул противодействия новым вызовам и угрозам человечеству. Как председатель Россия будет определять в будущем году основные направления деятельности этого элитного "клуба" ведущих промышленных демократических держав мира.

Роль и место "восьмерки" в системе международных отношений определяется прежде всего тем, что "Группа восьми", в которую наряду с Россией входят Англия, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония, а также (с ограниченным статусом) Евросоюз, является одним из важнейших механизмов согласования коллективных подходов к решению актуальных международных вопросов, глобальных проблем развития человечества ведущих государств мира.

Решению этих задач способствует реальный политический, экономический да и военный вес участников Группы. В состав "клуба" входят четыре из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН и четыре из пяти "официальных" ядерных держав. Доля государств "восьмерки" в общемировом валовом внутреннем продукте составляет около 67%, в международной торговле - 49%, в промышленном производстве - 51%.

"Группа восьми" не является международной организацией. Она не основана на международном договоре, не имеет формально определенных критериев приема, устава и постоянного секретариата. Решения "восьмерки" носят характер морально-политических обязательств лидеров государств-участников.

Вместе с тем в "восьмерке" сложился устойчивый порядок работы, свои неписаные правила. Саммиты проходят ежегодно поочередно в странах-партнерах, а страна, проводящая встречу на высшем уровне, выступает в течение календарного года в качестве председателя "Группы восьми". Она определяет повестку дня и организует проведение саммита, министерских, экспертных и рабочих встреч, формирует график и обеспечивает координацию всей текущей работы "восьмерки". Дискуссии глав государств и правительств проходят в узком кругу, их содержание не предается огласке, протоколы не ведутся. При принятии решений действует принцип консенсуса.

Документы Группы не имеют международно-правового статуса. Скорее, они являются "джентльменскими" договоренностями, политическими заявлениями о намерениях, не создающими юридических обязательств для участников. Эта особенность "Группы восьми" обусловливает как ее сильные, так и уязвимые стороны в том, что касается степени обязательности принимаемых решений для самих участников, третьих государств и международных организаций, легитимности этого механизма в глазах международного сообщества, гибкости и широты повестки дня саммитов, оперативности реакции на международные кризисы самого различного характера.

В истории существовали, и существуют сейчас, схожие неформальные механизмы, призванные регулировать многосторонние межгосударственные отношения. Однако ни один из прежних и ныне действующих механизмов такого рода не обладал и не обладает столь значительными потенциальными возможностями влияния на международные события, не имеет фактически глобального географического и функционального охвата, как "восьмерка".

"Группа восьми" уникальна по формату своей работы. Это прежде всего форум личностей, а не правительств и национальных дипломатических служб, инструмент доверительного обмена мнениями, планами действий руководства ведущих держав мира не только в сфере международных отношений, но и в вопросах, которые всегда считались сугубо внутренней компетенцией государств, средство координации долгосрочных подходов и одновременно - поиска решений "горящих ситуаций" в мировой политике и экономике.

Одна из важных базовых функций "восьмерки" - через укрепление доверительных отношений между руководителями ведущих государств и поддержание баланса интересов способствовать большей управляемости мирового развития. В последние годы наиболее ярко это проявилось в связи с войной в Ираке в ходе подготовки Эвианского саммита в 2003 году.

Иракская война стала серьезным испытанием для отношений между участниками "восьмерки". Дискуссия, подчас весьма острая, между сторонниками и противниками военного решения иракской проблемы вышла далеко за рамки вопроса о будущем этой арабской страны и затронула фундаментальные вопросы международных отношений: о правомерности односторонних силовых действий для решения конфликтных ситуаций, последствиях такого образа действий для миропорядка, роли ООН и ее Совета Безопасности в нынешнем и будущем мире. В наибольшей мере обострились отношения между руководителями США и Британии, с одной стороны, и Франции и ФРГ - с другой. Дошло до публичного обмена хлесткими оценками и прекращения прямых контактов между лидерами этих государств.

В этот критический момент Группе удалось продемонстрировать способность подняться над эмоциями и полемикой вокруг Ирака и поставить на первый план общие интересы всех партнеров по "клубу". Главными политическими итогами Эвианского саммита (1-3 июня 2003 г.) стало возвращение иракского вопроса в правовое поле ООН и то, что участникам "клуба" в большой мере удалось восстановить рабочие личные отношения, укрепить взаимное доверие. С учетом роли, которую играет каждое из государств "восьмерки" в современном мире, это уже само по себе явилось фактором, способствующим большей предсказуемости, стабильности международной ситуации. После окончания войны в Ираке ведущие страны мира постарались как можно скорее закрыть эту страницу в своих отношениях и совместными усилиями приступить к реализации резолюции 1483 СБ ООН.

История создания "клуба" восходит к ноябрю 1975 года, когда Президент Франции В.Жискар д'Эстен пригласил на закрытую неформальную встречу в замке Рамбуйе лидеров США, Англии, ФРГ, Италии и Японии для обсуждения путей вывода западной экономики из энергетического кризиса. Этот эксперимент и дал жизнь этому уникальному институту международной дипломатии высшего уровня. С 1976 года на такие встречи стал приглашаться глава правительства Канады. С 1978 года в них участвуют представители руководства ЕС (первоначально - только председатель КЕС, затем также председатель Евросовета). Россия стала полноформатным членом "восьмерки" на саммите в Денвере в 1997 году.

Уже первая встреча "восьмерки" в Рамбуйе вышла далеко за пределы заявленной проблематики. Императивы растущей глобальной взаимозависимости и кризисные явления в мировой экономике, финансах, взаимоотношениях по линии Север - Юг вывели западных лидеров на обсуждение существенно более широкой повестки дня. В 1975 году в нее вошла не только тематика обеспечения западной экономики достаточными энергетическими ресурсами, но и такие вопросы, как поддержание открытости международной торговой системы, увеличение объема торговли и укрепление стабильности цен, поддержание стабильности международной валютно-финансовой системы, содействие в решении социально-экономических проблем развивающихся стран.

Далее повестка дня саммитов продолжала насыщаться новыми темами, и сейчас "восьмерка" занимается спектром проблем, сопоставимым, пожалуй, только с повесткой дня Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций. Документы, принимаемые лидерами на ежегодных саммитах в последние годы, фиксировали их подходы к примерно полусотне вопросов - от клонирования человека до конфликтов в Африке, от пожизненного профессионального обучения до борьбы с международным терроризмом.

Востребованность работы "восьмерки" в современном мире определяется тем, что динамика глобализации во все возрастающей степени требует большей согласованности действий государств между собой, усиления их взаимодействия с межгосударственными и региональными структурами (ЕС, ОБСЕ, АТЭС, НАТО), международными организациями (ООН, МАГАТЭ, ОЭСР, ВТО, МВФ, МБРР). В этом контексте "Группа восьми", которая объединяет страны, занимающие лидирующие позиции именно во всех упомянутых институтах, получает - и уже довольно активно реализует - уникальную возможность создавать и эффективно продвигать новые механизмы воздействия на те проблемы, от решения которых во многом зависит успех функционирования и возможность эволюции самой международной системы.

Первыми шагами на пути полноформатного членства России в "восьмерке" стали встречи Президента России с лидерами ведущих индустриальных стран в рамках ежегодных саммитов "Группы семи" в Мюнхене (1992 г.) и Токио (1993 г.).

Начало оформлению "восьмерки" было положено в 1994 году на саммите в Неаполе. Его первая часть прошла в "семерочном" формате, а вторая - в формате "восьмерки" с участием российского президента в качестве равноправного партнера. Тогда было принято два итоговых документа - Коммюнике "семерки" (экономические и глобальные проблемы) и Заявление председателя от имени "восьмерки" (внешнеполитические проблемы).

Важным этапом дальнейшего становления "восьмерки" стал саммит 1995 года в Галифаксе. Принципиальное значение для этого имела реализация принятого в Галифаксе предложения Президента России о проведении 19-20 апреля 1996 года в Москве саммита "восьмерки" по ядерной безопасности под сопредседательством президентов России и Франции. Московская встреча прошла на уровне регулярных саммитов ведущих индустриальных стран. На ней был принят комплекс решений "восьмерочного" формата, нацеленных, в частности, на укрепление безопасной эксплуатации АЭС и предотвращение незаконного оборота ядерных материалов.

Сотрудничество России с партнерами поднялось на качественно новую ступень в результате саммита в Лионе (июнь 1996 г.). По предложению российского руководства эта встреча прошла в три этапа: первый (в формате "семерки") был посвящен рассмотрению ряда международных экономических вопросов, второй и третий - обсуждению с участием России (в формате "восьмерки") всего комплекса, соответственно, глобальных и внешнеполитических проблем.

В Лионе Россия впервые в полном объеме подключилась к выработке решений по "глобалистике", и весь "глобалистский" раздел вошел в итоговый документ "восьмерки".

Закрепление формата "восьмерки" было достигнуто на саммите в Денвере (июнь 1997 г.), который от начала и до конца проходил как встреча равноправных партнеров по "Группе восьми". Западные партнеры признали, что Россия "завершает историческую трансформацию в демократическое государство с рыночной экономикой". Показательно, что хозяева встречи попросили именно Президента Российской Федерации открыть дискуссию лидеров. Вместе с тем в Денвере Россия не приняла полноформатного участия во встрече "семерки", посвященной обсуждению финансово-экономических проблем. Такая практика частично сохраняется и сейчас.

В повестку дня саммита в Бирмингеме (май 1998 г.) были вынесены три основные темы: занятость, борьба с международной оргпреступностью, глобальные экономические вопросы, включая кризис в Юго-Восточной Азии. По предложению России в рамках третьей темы обсуждались проблемы мировой энергетики - сообщение делал Президент Россий-ской Федерации. Участники саммита рассмотрели также ряд региональных проблем и помимо итогового коммюнике приняли отдельные заявления по Ближнему Востоку, Косову, Боснии, Индонезии, Северной Ирландии, а также ядерным испытаниям Индии.

Очередной саммит "Группы восьми" 18-20 июня 1999 года в Кельне был задуман Германией как "глобальный экономический". Однако на первое место в работе саммита выдвинулись проблемы балканского урегулирования. Накануне в ходе инициированных Россией встреч министров иностранных дел "восьмерки" были определены основные параметры мирного решения проблемы Косова, что дополнительно подчеркнуло значение "Группы восьми" как эффективного инструмента международного взаимодействия при решении сложных международных проблем, активную и конструктивную роль нашей страны в "восьмерке". Президент Российской Федерации выдвинул на саммите крупномасштабные инициативы о разработке "Концепции мира в XXI веке", о выступлении "восьмерки" с идеей обсуждения на Саммите тысячелетия ООН в сентябре 2000 года вопроса о правовых аспектах применения силы в международных отношениях в условиях глобализации, а также о создании глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий.

В ходе очередной встречи лидеров "Группы восьми" 21-23 июля 2000 года на Окинаве был рассмотрен весь комплекс глобальных международных проблем. Участники саммита приняли коммюнике, Хартию глобального информационного общества, заявление по ключевым региональным вопросам, отдельное заявление по Корейскому полуострову. Президент Российской Федерации участвовал в дискуссиях по всем вопросам повестки дня. Акцент нами делался, в частности, на темах стратегической стабильности, борьбы с международным терроризмом, информационной безопасности, интеграции России в мировую экономику, урегулирования на Корейском полуострове.

Основная дискуссия на саммите "Группы восьми" в Генуе 20-22 июля 2001 года развернулась вокруг проблем обеспечения устойчивого развития человечества в условиях глобализации, включая аспекты борьбы с бедностью и преодоления разрыва между высокоразвитыми и развивающимися государствами, в том числе в сфере здравоохранения, образования, новейших технологий. При активном участии России саммит предпринял ряд практических шагов, нацеленных на решение этих задач.

В рамках подготовки саммита в Генуе впервые возник вопрос о российском председательстве в "восьмерке" в 2003 году после завершения Канадой в 2002 году "семерочного" цикла ротации. Тогда была достигнута договоренность не поднимать эту проблему на встрече лидеров при том понимании, что российская сторона резервирует право вернуться к этому вопросу позднее, с учетом создания необходимых предпосылок.

Как оказалось, такие предпосылки вызрели значительно быстрее, чем предусматривалось самыми оптимистическими сценариями. Происшедшие после Генуи глубокие сдвиги в международной обстановке, вызванные глобальной антитеррористической кампанией, и связанные с ней качественные изменения во взаимоотношениях России с остальными партнерами по "Группе восьми" открыли серьезные возможности для окончательного перехода к работе в формате "восьмерки" по всему спектру вопросов. На состоявшемся 26-27 июня 2002 года в Кананаскисе очередном саммите "Группы восьми" первым решением стала историческая договоренность лидеров о предоставлении России в 2006 году функций полноправного председателя "восьмерки". Данное решение открыло путь к вхождению нашей страны практически во все механизмы, которые до этого функционировали в формате "семерки". Участники саммита высоко оценили российские усилия по развитию национальной экономики, ее интеграции в мировую экономику и торговлю, нашу ответственную политику на мировом энергетическом рынке, вклад России в укрепление международной кредитно-финансовой системы. Партнеры высказались за признание рыночного статуса российской экономики, выразили политическую поддержку вступлению России в ВТО.

На саммитах в Кананаскисе, а затем в Эвиане (2003 г.), на Си-Айленде (2004 г.), в Глениглсе (2005 г.) по нарастающей происходило дальнейшее упрочение позиций России в "восьмерке".

Наша страна принимала деятельное участие в выработке решений "Группы восьми", призванных предотвратить распространение оружия массового уничтожения, материалов и технологий для его создания. Важнейшее значение в этой связи имела принятая в 2002 году инициатива "восьмерки" о развертывании Глобального партнерства против распространения оружия массового уничтожения, а также План действий в области нераспространения ОМУ 2004 года.

Особое значение Россия придает деятельности "восьмерки" по борьбе с терроризмом. С ее участием в ходе последних саммитов была сформирована солидная база для долговременных действий по пресечению финансирования терроризма, выявлению лиц и организаций, причастных к террористической деятельности, предотвращению актов террора с использованием транспортных средств - самолетов и морских судов. В настоящее время в орбите сотрудничества по проблемам контртеррора - беспрецедентно широкий круг ведомств и организаций стран "Группы восьми". Через механизм созданной в 2003 году Группы контртеррористических действий "восьмерки" оказывается помощь другим государствам мира в наращивании их способности бороться с терроризмом.

Подъем национальной экономики позволяет нашей стране наращивать участие в усилиях "Группы восьми", нацеленных на решение острых проблем беднейших стран мира. При активном участии России идет обсуждение вопросов глобальной борьбы с бедностью и обеспечения устойчивого развития. Наша страна выступает в роли одного из основных доноров программы снижения задолженности беднейших стран, предоставляет им большие торговые преференции, оказывает существенное содействие в рамках международной работы по преодолению отсталости в сферах образования и здравоохранения. На саммите в Глениглсе Россия обозначила готовность деятельно участвовать в формировании реального партнерства развитой части мира с Африканским континентом в рамках усилий международного сообщества по преодолению отсталости и выведению Африки на путь устойчивого развития.

Важное направление нашего участия в работе "восьмерки" - выработка совместных подходов к решению глобальных проблем, в первую очередь экологических. Так, при активном участии России на Эвианском саммите было принято новаторское для "восьмерки" решение о развертывании сотрудничества на наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса - в водородной энергетике, био- и агротехнологиях, глобальном мониторинге природных процессов. В ходе британского председательства в 2005 году приоритетное внимание "восьмерки" уделялось разработке общих подходов "Группы восьми" к преодолению негативных последствий глобальных климатических изменений, в частности за счет развития экологически чистой энергетики, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий. Принятый в Глениглсе План действий определил практические шаги по таким приоритетным направлениям, как внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий, повышение эффективности энергопотребления, в том числе в промышленности, на транспорте и в бытовой сфере, развитие необходимой научно-технической базы. Можно ожидать, что эти решения получат адекватное развитие и в период российского председательства.

Участие России в "Группе восьми" в последние годы выросло в крупное самостоятельное направление внешней политики нашего государства, становится все более важным компонентом международной деятельности широкого круга федеральных министерств и ведомств. Рассматривая этот механизм консультаций и согласования позиций по важнейшим проблемам современности как одно из существенных средств отстаивания и продвижения внешнеполитических интересов, Российская Федерация наращивает взаимодействие с партнерами по "восьмерке" практически по всем направлениям ее работы.

Включение нашей страны в ротационный цикл председательства в "восьмерке" ставит новые масштабные задачи перед российской внешней политикой и дипломатией, всеми федеральными органами исполнительной власти. В течение 2006 года Москва будет определять основной вектор работы Группы и нести ответственность за реализацию ранее принятых решений.

При формировании повестки дня российского председательства нам необходимо обеспечить преемственность работы "восьмерки", одновременно выделив несколько приоритетных тем, которые заслуживают, на наш взгляд, пристального внимания "Группы восьми" с учетом основных тенденций мирового развития.

В плане преемственности в период нашего председательства, очевидно, будут рассмотрены в той или иной степени темы борьбы с терроризмом, нераспространения ОМУ, а также вопросы содействия социально-экономическому развитию стран "третьего мира", сотрудничества в области решения природоохранных и иных глобальных проблем. В фокусе внимания "восьмерки", безусловно, останется проблематика урегулирования острых региональных конфликтов на Ближнем Востоке, Балканах, в Ираке, Афганистане, а также возможных новых кризисных ситуаций общемирового звучания.

Что касается ключевых тем российского председательства, на саммите в Глениглсе Президент Российской Федерации В.В.Путин в предварительном плане обозначил приоритетные направления работы "восьмерки" в будущем году. Это - энергетическая безопасность, образование и борьба с инфекционными заболеваниями. При этом учитывается опыт партнеров, анализируются решения и наработки предыдущих саммитов. Работа идет в диалоге, во взаимодействии с партнерами и поиске общих знаменателей с тем, чтобы будущие решения Санкт-Петербурга имели практическое значение для всего мирового сообщества. В настоящее время завершается интенсивная работа по содержательному наполнению основных тем российского председательства.

Сегодня к созданной более 30 лет назад "Группе восьми" приковано самое пристальное внимание - на ней лежит особая ответственность за решение глобальных политических, социально-экономических и гуманитарных проблем. Масштаб и острота задач требуют от участников "восьмерки" консолидации усилий, энергичных совместных действий.

Предстоящее председательство России в "восьмерке", в ходе которого нам предстоит не только обеспечить преемственность в деятельности "клуба", но и возглавить его работу по дальнейшему развитию важнейших направлений мировой политики и экономики, - этапное событие на пути укрепления международных позиций нашей страны, ее роли как одной из ведущих держав мировой политики XXI века. Главная задача российского председательства - подтвердить лидерство "восьмерки" в поиске ответов на современные международные вызовы в сфере безопасности и глобального развития.

журнал “Международная жизнь”, №12 2005 года



 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина