Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Международная конференция "Общество для всех: пути и средства социальной интеграции людей с инвалидностью в странах СНГ"
19-21 декабря 2005г.

Общие проблемы разных государств. Репортаж с места событий


Конвенция будет носить не рекомендательный, а обязательный характер

Открыл конференцию председатель ВОИ, член Общественной палаты Российской Федерации А.В. Ломакин-Румянцев. Он сказал:

— Несмотря на проблемы во взаимоотношении ряда стран СНГ, проблемы людей с инвалидностью не имеют границ. Предыдущий документ ООН “Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов”, принятые Генеральной ассамблеей в 1993 году, нашел отражение в Федеральном законе 1995 года “О социальной защите инвалидов в РФ”. Этот закон заложил в свое время принципиально новую политику России в отношении инвалидов, поставив главной целью реабилитацию, обеспечение им равных прав и свобод. Однако принятый в 2004 году ФЗ № 122 пересмотрел в сторону ухудшения его многие, причем принципиальные положения. “Стандартные правила” носили рекомендательный характер, а Конвенция будет носить обязательный характер для стран-участниц ООН. Вот почему мы выступаем за ее скорейшее принятие.

Для международных документов очень важна терминология. Думаю, что в России, в бытовой жизни как применялось, так и будет применяться слово “инвалид”. Ничего обидного в этом слове я не вижу. Обидеть можно любым словом, даже просто молчанием, что часто и происходит, когда эти проблемы замалчиваются. В последние годы в выступлениях на различных уровнях, в прессе стали появляться другие определения: люди с ограниченными возможностями и тому подобное. На мой взгляд, это гораздо обиднее. Такие формулировки сразу говорят о том, что речь идет о людях, которые в чем-то ограничены. Между тем инвалиды доказывали и доказывают, что для них нет ограничений. И дело не в физических возможностях, а в желании жить полноценной жизнью. И уж если так необходимо заменить слово “инвалид”, то почему бы не использовать термин “человек с инвалидностью”, как в названии нашей конференции.

Рекомендации для саммита

По мнению председателя Совета при Президенте РФ по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека Э. А. Памфиловой, закон № 122 действительно способствовал “откату” от позитивных результатов.

— Наш Совет хоть и работает на общественных началах, — сказала Элла Александровна, — но имеет возможность вырабатывать рекомендации для Президента в необходимости изменения тех или иных законов и норм. За период с 1995 по 2005 год мы наблюдали взрыв активности по отношению к инвалидам. И государством, и общественными организациями было очень много сделано для изменения отношения к людям с инвалидностью, для их реабилитации и интеграции в общество. Сегодня к нам поступает очень много писем, в которых люди жалуются, что 122-й закон затруднил их жизнь. Особенно удручает тот факт, что изменение законодательства сильнее всего ударило по детям-инвалидам. Непродуманность и непроработанность многих норм взаимоотношений между федеральным центром и регионами привели к резкому ухудшению их положения. Сейчас вместо того, чтобы идти вперед, придется принимать усилия, чтобы ликвидировать тот вред, который был нанесен людям. Практически в безвоздушном пространстве оказались большинство реабилитационных учреждений — федеральные власти от их финансирования отказались, а региональные брать под свое крыло не хотят.

Очень важно, что у ВОИ есть результаты мониторинга и конкретные примеры негативных последствий новых законов. В 2006 году Россия впервые будет председательствовать на саммите “большой восьмерки”. Известно, что наряду с проблемами энергетической безопасности лидеры крупнейших мировых держав будут обсуждать проблемы образования и здравоохранения. Хотелось, чтобы лидеры “восьмерки” услышали голос общественности. Наш Совет предполагает провести ряд форумов по повестке дня “восьмерки”. Надеюсь, что общественные организации инвалидов России и СНГ примут в них участие. В то же время считаю, что и эта конференция поможет выработать рекомендации для официальной повестки дня мероприятий саммита.

Люди с инвалидностью — часть общества, неотъемлемая его составляющая

Руководитель управления социальной интеграции Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН С.Б. Зеленёв рассказал про общие цели и принципы обсуждаемой Международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов.

Сегодня перед мировым сообществом стоит задача кардинально улучшить положение людей с инвалидностью в системе общественных отношений. Это и отсутствие дискриминации, и свобода доступа к информации, и возможность независимой и самостоятельной жизни, и доступность среды жизнедеятельности, право на труд, на здоровье и реабилитацию, на личную жизнь и т.д. Это возможность добиться того, чтобы голос людей с инвалидностью был услышан при принятии важнейших решений в их странах. Не секрет, что во многих государствах СНГ инвалиды выпадают из поля зрения властей. Права этой группы людей нарушаются, а сами они повседневно сталкиваются с огромными трудностями. Помощь им часто поступает только в форме благотворительности, а ведь среди них много профессионалов и специалистов, которые могут внести большой вклад в развитие государства и общества. Но на деле они исключены из активной жизни. Нужно анализировать, почему это происходит.

Положение людей с инвалидностью является постоянным предметом обсуждения в ООН на протяжении последних 25 лет. Вот основные вехи. В 1982 году была принята Всемирная программа действий в отношении людей с инвалидностью, предоставление им равных возможностей стало в центре деятельности ООН. Период с 1982 по 1993 год Генеральной Ассамблеей ООН был объявлен “Десятилетием инвалидов”. Именно тогда начался важный процесс: в развитых странах инвалидность начали рассматривать не с медицинской, а с социальной точки зрения. Понимание того, что не изоляция, а интеграция инвалидов важна прежде всего для самого общества явилось для этого ключевым посылом. Пришло понимание и того, что очень часто инвалидность является составной частью человеческой жизни, что это не какая-то аномалия, а обычная норма.

В 1990 году Экономический и Социальный Совет ООН дал согласие на разработку Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов. В 1993 году такие правила на основе добровольности их исполнения были приняты. Одновременно была определена крайне важная роль специального докладчика ООН по соблюдению Стандартных правил. Этот докладчик на протяжении 12 лет анализирует применение Стандартных правил во многих странах мира.

Вопрос о принятии Конвенции о защите и поощрении прав и достоинства людей с инвалидностью впервые рассматривался в ООН в 1987 году, но был отложен. В 2001 году после предложения Мексики Организация Объединенных Наций начала работать в этом направлении. В январе и в августе 2006 года пройдут уже 7-е и 8-е заседания подготовительного комитета. Международная конвенция нацелена на защиту людей с инвалидностью от всех форм дискриминации и обеспечивает защиту разным категориям: детям-инвалидам, женщинам.

Во всех странах — членах ООН в ходе работы над Конвенцией на равных с государственными принимают участие неправительственные организации. И выясняется интересный момент: очень часто решение каких-либо проблем не требует огромных финансовых затрат. Оно требует новых подходов, доброй воли тех, от кого это зависит.

Все было хорошо продумано и до конца просчитано

Естественно, делегатов из СНГ интересовали подробности происходящих в России реформ. Как сказал Али Аманбаев, председатель правления городского общества инвалидов Алма-Аты: “Несмотря на границы и суверенитет, наши власти все время оглядываются на Москву”. О том, как происходит реформирование социальной сферы, гостям рассказал первый заместитель председателя ВОИ А.В. Клепиков. Он дал весьма нелицеприятную оценку и нововведениям, и их авторам.

— Считаю, что будет полезным, — сказал он, — понять в результате дискуссии ошибки и просчеты нового российского законодательства. Важно, чтобы вы не допустили в своих странах наших негативных результатов, которые российскими руководителями часто преподносятся как достижения. Что, впрочем, отчасти верно. Для них 122-й закон — действительно достижение. Тут говорилось, что он был недостаточно продуман, не до конца просчитан. Это заблуждение. Все было очень хорошо продумано и скрупулезно просчитано. Новое законодательство коренным образом изменило финансовые потоки, позволив определенной части бизнесменов и близких к ним

Международная конференция проводилась на базе Всероссийского общества инвалидов. В центре — председатель ЦП Белорусского общества инвалидов Владимир Потапенко

В перерыве между заседаниями:

Игорь Гундеров, Александр Лысенко,
Юрий Баусов, Олег Рысев

чиновников их контролировать.

Закон 1995 года “О социальной защите инвалидов в РФ” постарался учесть весь международный опыт. Его статьи вписывались в Стандартные правила ООН, и, самое главное, несмотря на сложности того периода, государственные институты старались этот закон развивать. Многое делалось по созданию доступной окружающей среды, увеличивалась занятость инвалидов, в том числе благодаря квотированию рабочих мест, значительными темпами развивалась реабилитационная индустрия. Международные эксперты признали российское законодательство, регулирующее жизнедеятельность инвалидов, одним из лучших в мире.

Что же произошло в начале XXI века? Экономическое положение страны значительно укрепилось. Благодаря выгодной конъюнктуре цен на энергоносители Россия получает гигантские прибыли. Но почему-то вместо того, чтобы совершенствовать достигнутое, Правительство приняло решение развивать социальную сферу по упрощенной схеме. Коротко идею монетизации льгот можно выразить так: “Давайте дадим инвалидам денег, и путь они сидят дома”. Пассивную часть такой подход устроил, но люди, стремящиеся вести активный образ жизни, потеряли практически все.

В 90-е годы модель инвалидности была социальной. А сейчас она даже не медицинская. Она — трудовая. Инвалид рассматривается как рабочая сила. Если медико-социальная экспертиза сочтет, что инвалид способен выполнять какую-то функцию, то она может поставить ему 100-процентную трудоспособность, несмотря, допустим, на то, что он — на коляске. При этом ни один государственный орган не берет на себя ответственность за реальное трудоустройство и обеспечение дохода этого человека. Но пенсия и ежемесячное денежное пособие выплачивается исходя из трудоспособности.

А вот что нынешние реформаторы думают про интеграцию инвалидов в общество. Год назад представители ВОИ встречались с М.Ю. Зурабовым, обсуждали новый закон. На вопрос: “Почему вы лишаете инвалидов 50-процентной скидки на проезд в зимнее время?” министр Российской Федерации ответил вопросом: “А куда инвалидам ездить? Пусть дома сидят”. Вот это и является новой государственной концепцией в отношении инвалидов.

Реформы резко увеличили зависимость людей с инвалидностью от бюрократического аппарата. Человек может отправиться только в тот санаторий, который ему определил врач и оплатил ФСС. В другой ему даже не оплатят проезд. Министр рапортует: “Увеличилось количество отдохнувших по санаторно-курортным путевкам”. Вот именно отдохнувших, но отнюдь не прошедших лечение. Бабушки и дедушки довольны, они съездили в дом отдыха, бесплатно покушали, погуляли. Отлично, что старшему поколению дали возможность отдохнуть, но почему это произошло за счет детей-инвалидов, за счет колясочников и других категорий, которые нуждаются в лечении и реабилитации?

Перечень технических средств самими экспертами МСЭ оценивается как усеченный. Такой список мог появиться в тяжелое послевоенное время, в период строжайшей экономии, но он почему-то возникает сегодня во время золотого дождя нефтедолларов. На вопрос: “Почему инвалидов лишили автотранспорта?” от министра был получен ответ: “У него будет коляска и социальное такси”. При этом Зурабов отлично знает, что в большинстве регионов никакого социального такси нет, а там, где есть, оно рассчитано на две-три поездки в месяц. Остальное время что делать? Ответ один: “Дома сидеть!”.

С принятием 122-го и 131-го (о разграничении функций федеральных и региональных властей) законов программы по приспособлению среды жизнедеятельности в регионах были свернуты. Эти законы изменили даже психологию региональных управленцев. Они теперь рассуждают так: зачем нам что-то делать для инвалидов, если за них отвечает федеральная власть?

Понятно, что это законодательство противоречит и здравому смыслу, и правовым международным документам. Оно никак не согласуется ни со Стандартными правилами равных возможностей, ни с обсуждаемой Конвенцией. Впрочем, повторяю, свою задачу закон выполнил: финансовые потоки изменены. А цель облегчить жизнь инвалидов никто и не ставил.

Преодолеет ли человечество инвалидность в новом тысячелетии?

Так звучала тема выступления эксперта ООН А.Е. Лысенко. Наша цивилизация развивается бурными темпами. В течение 10—15 лет в мире меняется политическая, экономическая, социальная ситуация. Меняется и идеология, требуются соответствующие ей новые документы.

Международная конвенция посвящена проблемам людей с инвалидностью. Но, к сожалению, в ней не определено это понятие. Есть сноска, в которой говорится о сложности определения, о разногласиях членов Рабочей группы. Общее мнение заключается в том, что если определение будет предусмотрено, то оно должно быть основано не на медицинской модели инвалидности, а на социальной.

Человечество вряд ли когда-нибудь будет представлять собой абсолютно здоровую общность. И очень сомнительно, что мировому сообществу нужно ставить перед собой такие цели. Но уже сегодня в разных странах люди с инвалидностью могут вести разный образ жизни. Бурное развитие научно-технического прогресса, медицины, реабилитационной индустрии способно многое сделать для того, чтобы инвалиды были максимально интегрированы в общество. Конечно, одними высокими технологиями тут не обойтись. Должна измениться не только окружающая среда, но и идеология. Такие документы, как разрабатываемая Конвенция, призваны всемерно этому способствовать.

Но понятно и другое. В одночасье ничего изменить невозможно. Не случайно принято решение о поэтапном внедрении Конвенции в разных странах. Что же касается нынешней ситуации в России, то у нас, к сожалению, опять ведутся поиски собственного пути. Мы снова сворачиваем со столбовой дороги, по которой движутся цивилизованные государства, и шарим в поисках какой-то своей, отдельной тропки. Куда она нас заведет — это большой вопрос. И, думается, что виной тому во многом является непрофессионализм нынешних чиновников. Чтобы успешно развивать социальные технологии, нужно быть профессионалом в этой области, а не просто менеджером. А еще, кроме знаний, необходимо иметь высокую культуру, позволяющую не довольствоваться авторитарными решениями, а обязательно выслушивать и советоваться с теми, для кого ты все это делаешь. В подтверждении этих слов Александр Евгеньевич привел пример из своей жизни. Он, молодой врач, уверенно давал важные, как ему казалось, советы больному. Тот слушал его с сомнением, а потом спросил:

— Скажите, доктор, сколько вам лет?

— Двадцать пять, — ответил выпускник медицинской академии.

— А я болею диабетом уже тридцать пять лет…

Кроме этой фразы больной ничего не сказал, но доктор понял, что он знает о своей болезни гораздо больше вчерашнего студента.

Все познается в сравнении

Организаторы конференции приглашали в Москву представителей государственных структур и общественных организаций инвалидов. В основном делегации приехали именно в таком составе. Но не все. В делегациях Грузии и Азербайджана представителей общественных организаций не оказалось.

Гости столицы получили возможность выступить и рассказать о своих проблемах. Правда, почему-то на трибуну поднимались в основном чиновники. Естественно, они больше рассказывали об успехах и достижениях. Мы узнали, что практически все государства имеют свои законы о социальной защите инвалидов, свои программы по работе с этой категорией. Многие говорили о том, что тесно сотрудничают с неправительственными организациями, развивают международные контакты. Реформировать социальную сферу по российскому образцу власти ни одного государства СНГ пока не решаются.

Начальник отдела реабилитации и адаптации инвалидов министерства труда и социальной защиты Беларуси Рита Сушко сказала, что в их республике действует целый пакет законов: о социальной защите инвалидов, об их предприятиях, о трудоустройстве инвалидов, о пострадавших на Чернобыльской АЭС. Разработана и финансируется программа по предупреждению инвалидности на 2006—2016 годы. Действует межведомственный совет по делам инвалидов, который осуществляет строгий контроль за финансированием мероприятий. Кстати, социальная пенсия в этом государстве одна из самых высоких в СНГ — в среднем более 100 долларов.

Представитель аналогичного министерства из Кыргызстана Валерия Матвеева тоже начала свою речь с позитивных фактов — сообщила о том, что пенсия инвалидам детства в их республике выше, чем средняя зарплата. Правда, потом выяснилось, что эта зарплата составляет порядка 10 долларов. Закон о социальной защите инвалидов Киргизии носит декларативный характер. После переворотов и революций экономика республики находится в бедственном положении. Но, тем не менее, там действуют общественные организации. Председатель одной из них — Ассоциации женщин-инвалидов Асипа Мусаева заинтересовалась идеей социального такси. Такой службы в их республике нет.

Хорошее впечатление произвело выступление руководителя отдела по вопросам инвалидов и пожилых социального министерства Армении Джеммы Багдасарян. Там положение дел в экономике тоже далеко от идеального, но решению социальных проблем помогает армянская диаспора. С помощью зарубежных соотечественников удалось реконструировать центр Еревана — теперь он доступен для всех. Сусанна Тадевосян, председатель общественной организации «Мост Надежды», рассказала о том, что они тесно сотрудничают с известной российской организацией инвалидов «Перспектива», совместно внедряют идею инклюзивного образования.

Председатель Национального общества инвалидов Молдовы Альберт Дацько сообщил, что недавно он был избран депутатом парламента и теперь надеется, что сможет лично влиять на законодательную политику.

Ойбек Исоков, председатель Узбекского общества инвалидов, на трибуну подниматься не стал, но в частной беседе рассказал, что в их государстве общественные организации переживают не лучшие времена. Власти чрезвычайно напуганы перспективой протестов и «цветных» революций, поэтому закручивают гайки. Инвалиды живут очень тяжело, большинство не получает ни государственного пособия, ни технических средств реабилитации. Если у человека нет возможности самому приобрести коляску, протез или хотя бы костыли, то он их и не получит. Удел подавляющего большинства инвалидов — нищенство, и перспектив на улучшение ситуации он не видит.

Конечно, услышав такие факты, понимаешь, что у нас в России не так уж и плохо. Словом, все познается в сравнении.

Участники конференции внесли свои поправки в текст проекта Международной конвенции ООН о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов, договорились о дальнейшем сотрудничестве. В ходе дискуссии стало понятно, что несмотря на все различия между нашими странами, проблемы людей с инвалидностью во многом общие и пути их решения тоже во многом похожи. И если государственные руководители поставят свои подписи под этим документом, то они обязаны будут согласовывать с ним и свою политику. Именно поэтому Конвенция является очень важным и нужным правовым документом. По крайней мере, это утверждение никаких дискуссий и споров не вызвало.

Марина Олейникова



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина