Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

7-я Международная научная конференция
4 - 6 апреля

Представительная международная конференция, организованная ГУ-ВШЭ при участии Всемирного банка и Международного валютного фонда, открылась в Москве


Слово «Россия» не значится в названии международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», которая начала работу 4 апреля в Центре международной торговли.

Невозможно обсуждать развитие современных экономических процессов, не затрагивая тех экономических реалий, которые существуют сегодня в Российской Федерации – крупнейшей стране мира по территории, богатейшей по запасам природных ресурсов, в том числе, нефти и газа, без которых немыслимо развитие никакой экономики, стране, вот уже пятнадцать лет проводящей радикальные реформы, ход которых отражается на всей мировой экономике.

Именно эти факторы и определили тон дискуссий на конференции, которая проводится уже в седьмой раз. В форуме принимают участие члены российского правительства, ведущие ученые-экономисты России и многих зарубежных стран.

Открывая конференцию, ректор Государственного университета Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов, подчеркнул, что само название конференции отражает процессы, которые происходят и в мире, и в экономике России. В настоящий момент «государство стало играть очень большую роль в развитии российской экономики. Этому есть ряд причин. Возрастание цен на мировом рынке на энергоносители, которые может продавать Россия, привело к созданию дополнительных ресурсов. У государства в силу этого появляется больше возможностей влиять на экономические процессы, на «выбор инструментов этого влияния».

«Я думаю, – сказал Ярослав Кузьминов, – что процессы в России интересны не только потому, что страна, еще недавно очень бедная и падающая в экономическом отношении, становится все более и более богатой, по крайней мере, по внешним признакам, и начинает вести себя иначе и во внутриэкономической политике. Но исключительно интересными являются вопросы экономического выбора, ибо если у страны больше ресурсов, то расширяется и поле выбора… Но, получив много ресурсов, надо уметь сдерживать себя. Сдерживать от того, чтобы, получив возможности, немедленно брать, чтобы тотчас же вмешиваться в ход экономических процессов. Это и составляет суть взвешенной экономической политики».

В своем выступлении министр финансов Российской Федерации Алексей Кудрин назвал «исключительно актуальной» тему нынешней конференции. Сейчас, добавил он «нам необходимо решить, каким же путем будет двигаться далее экономика России. В этом смысле мы, россияне, находимся на развилке, на пороге выбора некой модели, по которой будет развиваться наша экономика». Но как практически решить эту задачу и как добиться более высокого экономического роста?

Валовой внутренней продукт в России, сказал министр, в последние годы рос «достаточно неплохо». С 2000 про 2004 года он составил в среднем 6,8 процента. Но в настоящее время пора, по словам г-на Кудрина, переходить «от потребительски-ориентированной к инвестиционно-ориентированной экономике». Рост инвестиций будет определять развитие экономики в ближайшее время. С 2004 года стала сокращаться степень износа основных фондов в России и даже, примерно на уровне 2 процентов в год, идет процесс их обновления. Однако такой прирост недостаточен – он должен составлять минимум 10 процентов.

Крайне важно иметь в виду, насколько инвестиции эффективны, как они определяют экономический рост. В Советском Союзе до 1990 года был очень высокий уровень инвестиций, но модель экономики «не позволяла, по сути, обеспечивать экономический прирост». В сценарных условиях, иллюстрируя переход к новой модели, мы должны иметь в виду, что «прирост потребления и прирост инвестиций все-таки в 2007-2009 годах будут снижаться». У нас есть возможности перейти к инвестиционно ориентированной экономике, но и здесь нет увеличения прироста. А для экономического роста России нужен более высокий прирост инвестиций, который, как минимум, должен быть выше в 1,5 раза. «Пока же переход к такой экономике осуществить не удается», – констатировал Алексей Кудрин.

В России стал осуществляться поворот в сторону государственных инвестиций, то есть, речь идет о доле инвестиций в основной капитал за счет бюджетных средств. Конечно, нам следует создавать инфраструктуру, предусмотрено создание нового Инвестиционного фонда.

Среди факторов экономического роста можно выделить внутренние факторы роста. Их доля в процентном отношении за счет частных инвестиций несколько сокращается. Почему же падают частные инвестиции? Ответ кроется в зарегулированности российской экономики, недостаточно четких правилах игры, в наличии административных барьеров и в целом, в низкой либерализации движения капиталов, товарных рынков, рынков рабочей силы. Сегодня ответ на возможность прироста инвестиций лежит в развитии институтов, и никакие госинвестиции положения не поправят. Государственные инвестиции не должны идти в бизнес и замещать частные инвестиции. Тормозит инвестиции и коррупция. Работа госаппарата от федерального уровня до субъектов находится на очень низком уровне.

«К сожалению, мы сейчас даже несколько увлечены участием доли государства в экономике», – сказал министр. Это проявляется в совершенно разных формах, в том числе, и в торможении процессов приватизации. В этой связи возникла даже новая терминология «стратегические предприятия» и «стратегические отрасли», которые государство должно в большей степени контролировать. Сейчас есть два списка стратегических предприятий: один утвержден президентом РФ в целях контроля над приватизацией, второй – определяется правительством, и банкротство по нему может осуществляться в соответствии со специальной процедурой. Эти списки насчитывают более тысячи предприятий. Но критерии, по которым предприятия оказались в этих списках, не определены. Настало время принятия закона, который бы определял эти критерии.

Далее г-н Кудрин отметил, что одна из основных задач развития экономики России состоит в снижении инфляции «до 3-4 процентов в ближайшие три-четыре года». Она, сама по себе имеет «унитарный характер, и ответственность за это несет Центробанк». Коснувшись в этой связи дискуссий о Стабилизационном фоне, министр подчеркнул, что «тот защищает страну от высокой инфляции» и сейчас выпускать на рынок его средства нецелесообразно.

«Через призму конкурентоспособности бизнеса сегодня должны приниматься все законодательные инициативы чему, в частности, способствует открытость при разработке нормативных актов», – фактически с этой фразы начал свое выступление министр экономического развития и торговли Герман Греф. К участию государства в экономической жизни страны нужно подходить весьма аккуратно: следует четко представлять, насколько такое участие повысит конкурентоспособность российского бизнеса. Практически все законопроекты, «которые мы готовили за последние шесть лет, на прошли серьезного общественного аудита и все страдали большим количеством изъянов».

Государство, по мнению Германа Грефа, должно играть ключевую роль в реформировании таких институтов, как образование, здравоохранение, реформа ЖКХ. В раках реформирования этих отраслей давно назрело время распространить опыт, накопленный в целом ряде регионов, на всю страну. Сейчас принято решение на ограничение роста тарифов услуг жилищно-коммунального сектора. В сфере ЖКХ, считает Герман Оскарович, также должны действовать механизмы конкуренции. Государство должно проводить активную экономическую политику в сферах, «где мы не можем положиться только на рыночные процессы». Это, прежде всего, развитие производственной инфраструктуры, автодорог, мостов, портовых причалов, каналов и пр.

Государство должно всецело заботиться об инновационной сфере и «сейчас много делается для того, чтобы инновационные процессы в стране имели некую завершенную форму».

Касаясь макроэкономической ситуации в России, г-н Греф прямо заявил, что «стабильная макроэкономическая ситуация – это важнейший фактор успеха в экономике». В целом же, самое главное в экономике, по его мнению, это уровень экономической свободы в стране.

Проблемам развития инновационного сектора посвятил свое выступление на конференции министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко. Он, в частности, обратил внимание на разобщенность этого сектора, что находит выражение в отсутствии статистики по нему. Он предостерег от финансирования чисто рыночных проектов за счет средств федерального бюджета, что «может привести к слому рынка». Поддержка общего образования, сказал министр, это ключевая мера для поддержки всего инновационного сектора. Касаясь системы профобразования, г-н Фурсенко подчеркнул, что это образование не является некой ступенькой для поступления в ВУЗ. Речь идет о подготовке квалифицированной рабочей силы на рынке труда страны.

Что же касается главной ориентации университетского образования, то она должна быть ориентирована на запрос. Бизнес должен сформулировать требования для тех, кто будет работать и работает в экономике, а ВУЗы должны готовить специалистов в соответствии с потребностями рынка.

Говоря о российской науке и РАН РФ, и месте и роли здесь государства, Андрей Фурсенко сообщил, что с 1 мая этого года будет существенно увеличена заработная плата специалистам, работающим в РАН. Но такое повышение будет, в частности, обусловлено эффективностью научной работы.

На проблемах устойчивого экономического роста и социальной стабильности в обществе заострил внимание Генеральный секретарь Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) г-н Джонстон. Хорошее управление экономикой обеспечивает надежный экономический рост, обеспечение занятости и социальную устойчивость. Однако в мире нет глобального правительства и нет общего рецепта решения всех проблем. Вот почему столь необходим баланс международного сотрудничества. В целом же вопрос модернизации государства в условиях нынешних экономических процессов в мире – это весьма актуальный вопрос и хорошо, что он вынесен на обсуждение такого авторитетного форума.

Что касается процессов глобализации, то это необратимый процесс, противостояние в ее рамках необходимо, так как оно несет экономические выгоды и выбор для каждого гражданина. Но речь должна вестись, сказал г-н Джонстон, о «сбалансированной парадигме интересов». Надо минимизировать издержки процесса глобализации для граждан различных стран. «Экономика и управление ею должны быть честными». России нужно другое государство, решительно отличающее от того, которое она унаследовала от СССР. Это государство, указал Генеральный секретарь ОЭСР, должно «поддерживать рынок и правила игры на нем». И здесь есть еще противостояние, поскольку, например, уровень бюрократизации России по «советскому» образцу остается проблемой. Именно бюрократия тормозит процесс реформ в России.

Главный экономист Всемирного банка по региону Европы Прадип Митра говорил о проблемах бедности, с которыми столкнулись страны с переходной экономикой. России, по его мнению, удалось снизить в последние годы число беднейших слоев граждан, что определялось ростом производительности труда.

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей, президент ГУ-ВШЭ Александр Шохин указал, что без предпринимательской активности, без частной инициативы модернизация экономики просто невозможна. Он дал развернутый анализ диалога между российским государством и бизнесом с начала 1990-х годов и по настоящее время. Сейчас идет попытка формирования новой модели, когда государство понимает, что без диалога с бизнесом не обойтись. С другой же стороны, часть властной элиты осознает, что государственные инвестиции в экономику не спасут положения. Речь идет о выработке границ ответственности в рамках этого диалога при том, чтобы границы ответственности государства сужались, и определялись только через Закон.

Государство и бизнес не должны ущемлять интересов друг друга, должны искать точки соприкосновения и взаимопонимания. Примером таких действий, сказал Александр Шохин, стала недавняя встреча президента РФ Владимира Путина с представителями бизнес-сообщества.

Успешному ходу Конференции и дискуссий на форуме способствовала большая координирующая роль, которую и в подготовке и в ее проведении играл Научный руководитель ГУ-ВШЭ Евгений Ясин.

Не случайно, в кулуарах уже который год подряд эту традиционную Конференцию, проводимую уже седьмой раз, называют «Ясинской»

Конференция продолжит работу 5 и 6 апреля в здании ГУ-ВШЭ в режиме «круглых столов», рабочих секций и сессий.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина