Широкий круг проблем развития современного общества и его главной составляющей – образования обсуждается на Международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», которая проходит в ГУ-ВШЭ
От степени образования населения в современных условиях зависит развитие не только каждой отдельно взятой страны, заинтересованной в продвижении по пути экономического и социального прогресса, от этого фактора зависит, по сути дела, судьба всей мировой экономики, а значит – и человечества.
Вот почему большое внимание участников представительной международной научной конференции «Модернизация экономики и государство», которая продолжает работу в Государственном университете -Высшей школе экономики, привлек семинар «Модернизация экономики высшего профессионального образования». Семинар вел проректор ГУ-ВШЭ, директор Института развития образования ГУ-ВШЭ Борис Рудник.
НА проблеме того, почему ВУЗы должны стать источником новшеств в жизни современного общества и его науки, заострил внимание профессор ГУ-ВШЭ Владимир Коссов. Самый большой толчок развитию науки, указал он, дают именно новшества. «У России есть 10-15 лет для того, чтобы модернизировать систему инноваций и вскочить в поезд, уходящий в будущее», - отметил профессор, подчеркнув, что именно ВУЗы должны и могут стать главным генератором новшеств. В этой связи профессор указал на актуальность новых изобретений и рассказал о ТРИЗ – Теории Решения Изобретательных Задач. «Пока, - сказал В.Коссов, - российская экономика не инновативна». Поэтому важное значение приобретает процесс «от изобретения к фирме». Своего рода площадками создания малых инновационных фирм являются технопарки. Необходимо развитие института инновационных менеджеров, которые могли бы организовать цивилизованную коммерциализацию новшеств.
Бизнесмен и ученый из Голландии Ханс Ниссима привлек внимание к тому, что современные университеты переходят на новый этап развития. Сделав ретроспективный анализ деятельности мировых университетов, голландский ученый выделил три этапа развития университетов: средневековый, гумбольтский и современный этап, который он охарактеризовал, как этап третьего поколения университетов. На этом этапе университеты стали не только образовательными учреждениями, «но и источником богатства для государства». Примером может служить Кэмбриджский университет, который прямо осуществляет взаимодействие с промышыленностью. Этот процесс голландский ученый назвал «каруселью ноу-хау». В этом же ключе работает финская фирма «НОКИА», координирующая свою деятельность с одним из финских университетов.
В настоящее время в мире существует 220 тысяч университетов, к услугам и преподавателей, и студентов – система международной электронной связи «Интернет», мобильная связь. В этих условиях происходит своего рода «битва университетов» за выживание и их умение отвечать на вызовы времени. По мнению голландского специалиста, государство не должно «тратить ни копейки на университеты, а выделять средства только на развитие чистой науки». При этом деньги не должны идти напрямую в научные учреждения, их следует переводить в фонды, а уже этим фондам надлежит распределять университетские гранты. «Государство обязано тратить больше средств на науку, но делать это не напрямую», - полагает голландский ученый и бизнесмен.
«Интегрированная модель финансирования высшего профессионального образования Российской Федерации» - такова тема научного доклада, подготовленного Б.Рудником и ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым. С его основным положения участников семинара познакомил Б.Рудник. Он подробного рассказал об инструментах бюджетного финансирования ВПО, о предлагаемой системе на содержание некоторых объектов ВПО, выделив Нормативно-подушевое финансирование ВУЗов, о финансировании образовательных программ, системе государственной поддержки образовательных кредитов.
Участники семинара с интересом ознакомились с предлагаемой системой финансирования научных исследований, развития образовательных технологий и реализации инвестиционных проектов в сфере ВПО в форме выделения грантов на конкурсной основе. Б.Рудник рассказал и создании благоприятных условий привлечения в сферу ВПО внебюджетных средств.
С развернутыми комментариями к докладу выступил один из его авторов Ярослав Кузьминов.
О результатах апробации интегрированной модели финансирования ВПО рассказала Директор центра прикладных экономических исследований и разработок ИРО ГУ-ВШЭ Татьяна Абанкина.
В здании ГУ-ВШЭ проходят другие «круглые столы», сессии и секции.