Вопросы взаимодействия бизнеса и государства обсуждены на международной конференнции в ГУ-ВШЭ
Государство и бизнес. Являются ли они антагонистами, или их отношения на рынке должны характеризоваться определенным уровнем партнерства в интересах экономического развития и повышения уровня благосостояния общества и его граждан.
Эти вопросы находились в центре внимания сессии "Механизмы повышения эффективности государственного управления", прошедшего в рамках представительной международной конференции "Модернизация экономики и государство" в Государственном университете - Высшей школе экономики.
Развитие эффективных институтов взаимодействия государства и бизнеса является одним из важных условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической и социальной инфраструктуры - таков был лейтмотив выступления на семинаре ответственного сотрудника Минэкономразвития РФ Артема Шадрина.
Жизнь подсказала и новую терминологию частно-государственного партнерства - ЧГП. Его приоритетными направлениями являются производственная и транспортная инфраструктуры (строительство и эксплуатация дорог, электросетей, портов, трубопроводов), жилищно-коммунальное хозяйство, финансирование научных исследований, имеющих перспективы коммерциализации, и развитие инновационной структуры, профессиональное образование и система переподготовки кадров, здравоохранение и социальные услуги, информационно-консультативная поддержка предпринимательской деятельности.
Эффективными инструментами взаимодействия государства и бизнеса, отметил А.Шадрин, должны стать создание и функционирование особых экономических зон, формирование и использование Инвестиционного фонда Российской Федерации, реализация принципов и механизмов, предусмотренных Федеральным законом "О концессионных соглашениях", повышение эффективности деятельности государственных институтов развития, в том числе, банков развития, развитие инновационной инфраструктуры, в том числе, создание технико-внедренческих парков, производственных клестеров.
Задача обеспечения устойчивого экономического роста наряду с приоритетными задачами развития базовых социально-экономических институтов (защита прав собственности, эффективность системы государственного управления, уровень налоговой нагрузки на экономику, макроэкономическая стабильность и др.) требуют формирования и развития специализированных институтов и программ содействия развитию бизнеса, диверсификации и повышения конкурентоспособности экономики.
О взаимосвязи стратегического планирования, административной и бюджетной реформы, реализуемой на субнациональных уровнях, говорил в своем выступлении доктор экономических наук, представитель МЦСЭИ "Леонтьевский центр" Леонид Лимонов.
В реальной жизни получается, сказал, в частности, он, что методические рекомендации, идущие по линии различных министерств, попадают в различные ведомства на региональном уровне и пока еще не приходится говорить о существовании в это сфере единой системы.
Очень часто обоснование тех или иных программ, проектов страдает недостатками. Если посмотреть на рекомендации, существующие на федеральном уровне, то там превалирует идея о том, что "можно построить вертикальное и насквозь иерархическое дерево целей, начиная от крайне общих целей развития региона, типа роста благосостояния и роста продолжительности жизни, и кончая конкретными задачами каждого отдела, подразделения. И если они выполнят все эти задачи, то якобы и наступит то, что существует наверху пирамиды".
Но главная задача стратегического планирования состоит, по мнению Л.Лимонова, в определении приоритетных направлений и под эти приоритеты должна выстраиваться политика. Весьма важно в бюджетном процессе выдерживать эти приоритеты. И сами эти приоритеты определяют структуру различных региональных программ целевого подхода. А далее каждая программа может содержать уже свои и очень четкие критерии достижения намеченных программой целей. "Но композиция программ, их удельный вес должны соответствовать стратегическому плану. Иными словами, это не единая иерархическая система, а двухуровневая композиция".
Л.Леонтьев рассказал о том, как в Архангельской области реализовывался проект Всемирного банка управления по результатам нескольких регионов. По соглашению с руководством Северо-западного федерального округа и при финансовой поддержке Финляндии, был проведен конкурс и выбраны несколько регионов. "А сейчас в Псковской области, - сообщил ученый, идет работа по выработке стандартов госфункций".
На сессии были обсуждены и такие проблемы как международный опыт оценивания регулируюшего воздействия (А. Беляев/В. Маршаков, презентация доклада), дефициты политико-управленческого цикла при реализации административной реформы (Д. Цыганков, презентация доклада), подходы к оценке качества государственного управления (К. Головщинский), инновационные технологии муниципального управления (П. Гудзь) и ряд других вопросов.