Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Точки зрения

Джон Киртон


Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто

САММИТ ЗНАЧИМОГО УСПЕХА. БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ - 2006

19 июля, 2006

Встреча лидеров Большой Восьмерки, которая состоялась 15-17 июля в С. Петербурге, завершилась значительным успехом. На ней широко рассматривалась амбициозные и инновационные темы, связанные с энергетикой, здравоохранением, образованием, была дана эффективная оценка кризиса в Ливане, а также с развитием демократии в России, которая впервые принимала G8.


А. Повестка дня.

В целом, Санкт-Петербург обозначил новые вершины в проведении саммита (см. Приложение А). Его результатом стало 311 конкретных и определенных комментариев – самый высокий показатель с самого начала их проведения, начиная с 1975 года. Он также обозначил несколько новых направлений, подтвердив широкий ряд демократических ценностей, как основу работы в области энергетической безопасности, образования, здоровья и коррупция, а также по проблемам Африки, коррупции, борьбы с терроризмом, по программам ООН по борьбе с терроризмом, стабилизации, по нераспространению оружия массового уничтожения и Ближнему Востоку (см. Приложение Б). Документально зафиксированные результаты дискуссий приблизились к историческим высотам, поставленным в Си Айленде в 2004 году. Хотя 4.4 миллиарда долларов мобилизованных средств не сравнить с 212 миллиардами, собранными в Глениглсе в 2006, они все же превосходят сумму, собранную в Эвиане в 2003 году. Санкт-Петербург также создал три новых структуры, которые помогают выполнять работу и получил скупое одобрение в СМИ стран Восьмерки.


Б. Реакция на кризис в Ливане.

Саммит в Санкт-Петербурге эффективно отреагировал на кризис в Леване, который разразился прямо перед началом саммита и занял центральную позицию в обсуждении в его второй половине. Выстраивая сильный консенсус на основе Миротворческого Процесса по Ближнему Востоку и Инициативы по Ближнему Востоку и Северной Африке, лидеры стран восьми скрупулезно оттачивали сильную но взвешенную декларацию по Ближнему Востоку, которая была поддержана генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном и другими участниками саммита, на следующий день саммита. Сильное, сплоченное заявление, похоже, оказало незамедлительное воздействие: уровень насилия в регионе снизился, Израиль дал понять, что готов прекратить огонь на условиях, предложенных G8, было отмечено падение мировых цен на нефть.



C. Саммит значительных достижений.

Вероятно самое значительное и имеющее долгие последствия наследие С.Петербурга – это его воздействие на развитие демократии в России. Это воздействие возрастало во время саммита, взяв начало еще с его подготовительного процесса. Учитывая основную задачу G8 - развитие открытой демократии, личной свободы и социального развития, - а также сомнениями, достойна ли Россия членства в демократическом Клубе Восьми, очевидна важность этой темы, обсуждение которой шло по десяти направлениям.

1. Через железный занавес незнания

Первый успех состоял в преодолении разделявшего Россию и ее партнеров по G8 железного занавеса незнания, удобный образ которого навязывался со времен канувшей в Лету холодной войны. После решения России о прекращении поставки газа на Украину с 1 января 2006 года, большинство западных СМИ осуждали решение российского руководства. В ответ Россия гневно отреагировала на их попытки следовать принципам рынка, которых постоянно придерживается Запал. В данном случае мы видим своего рода сочетание железного занавеса непонимания, образы, унаследование от эпохи Холодной Войны, а также недоверие между Россией и другими странами мира. В преддверии саммита Большой Восьмерки это естественным образом оформилось. Всем, находящимся по разные стороны занавеса, пришлось еще раз пристально посмотреть друг на друга, на взаимные промахи и достижения, на широчайший спектр взаимозависимых проблем, на то, как решать проблемы, не забывая об общих интересах.

В период подготовки саммита Восьмерки и последующего процесса прошли многочисленные встречи и консультации на уровне министров, экспертов, парламентариев, официальных представителей, законодателей, представителей молодежи. В этом заключалось новшество, привнесенное Россией в предшествующий саммиту процесс. Многие россияне увидели, что из себя представляет западная демократия, несмотря на определенные изъяны, и продемонстрировали симпатию в отношении ее, а также отметили, что можно было бы привить в своей собственной стране.

2. Развитие постоянной сети сотрудничества НПО

В рамках процесса Гражданская Восьмерка впервые (это тоже российская новация) многие представители НПО встретились вместе со своими коллегами и представителями глобальных НПО (Памфилова 2006). Они попытались внести свой вклад в формирование повестки дня саммита, лучше ознакомились с реальностью других стран, обменялись мнениями и опытом практической деятельности. Им также удалось заложить основы будущего сотрудничества и взаимоотношений, которые будут продолжаться о после окончания саммита. Российские неправительственные организации получили международную поддержку коллег в очень нужный и важный для них момент.

3. Прогресс в понимании рынка и прозрачности внутри страны.

Те российские лидеры, которые подолгу жили на Западе, обладают пониманием основ демократии и рыночного уклада. В отличие от них, у их местных коллег, которые не имели хороших и постоянных контактов с Западом, такого понимания нет или оно недостаточно развито. Благодаря беспрецедентным встречам на разных уровнях, посвященным вопросам образования, энергетики и инфекционных заболеваний, появилась возможность близко познакомиться с тем, каким образом эти вопросы решаются в странах развитой демократии. Первоначальные предложения России по энергетической безопасности, которые предполагалось вынести на обсуждение саммита, не были основаны на четких рыночных механизмах. К середине марта министры энергетики Большой Восьмерки заявили, что вызовы энергетической безопасности должны быть основаны на рыночных ценностях. Позднее и сам саммит провозгласит, что на первом месте должны стоять демократические рыночные принципы.

4. Движение в защиту окружающей среды.

Первоначальный российский подход к охране окружающей среды сыграл весьма незначительную роль в процессе защиты природы. В начале февраля эксперты, принимавшие участие в процессе Гражданской Восьмерки, попытались увязать наиболее существенные проблемы охраны окружающей среды с проблемами энергетики. Под этим нажимом, а также под влиянием интереса Большой Восьмерки к решению Россией энергетических вопросов, президент Путин принял историческое (хотя,, надо признать, экономически недешевое) решение – удалить линию газопровода максимально далеко от озера Байкал, чтобы спасти его экологию и сохранить само озеро – крупнейший источник пресной воды на планете.
Санкт-Петербургский саммит и его итоговый документ по энергетике, содержащий акцент на охране окружающей среды, эффективности использования альтернативных источников, а также на контроле за климатом, отражают ценности демократии применительно к такому важнейшему аспекту как охрана окружающей среды.

5. Публичные обещания Путина.

3-4 июля 2006 года, когда Гражданская Восьмерка проводила Форум в Москве, президент Путин впервые в истории G8 встретился с 650 лидерами неправительственных организаций со всего мира. В обстановке полной открытости и публичности, что обеспечивалось участием СМИ, ведущих репортажи с Форума, Владимир Путин искренне отвечал на вопросы представителей НПО как в рамках повести дня Большой Восьмерки, так и за ее рамками. Он сделал семнадцать публичных обещаний гражданскому обществу. Президент обещал предпринять новые шаги в соответствии с рекомендациями НПО (см приложение В). Он, в частности, заявил, что если новый закон, регулирующий деятельность НПО в России, окажется в самом деле более жестким, чем предыдущие версии, он готов сократить его рестриктивный эффект.

6. Включение России в ВТО.

Накануне саммита США задумались о формальном членстве России в ВТО. Сам саммит провел предварительную проверку, через которую прошли все члены организации. Членство России в ВТО наложит на нее обязательство следовать закону в рамках операций внутреннего и внешнего рынка, сможет улучшить ее прозрачность и предсказуемость, даст ей и ее партнерам доступ к международным механизмам разрешения спорных ситуаций в лице мировой правоохранительной структуры – Апелляционного суда ВТО. Это будет способствовать еще большей открытости российской экономики и культуре уважения закона, которая постепенно найдет отражение во всем российском обществе. В противоположность этому, отказ России в участии в ВТО, как отметил ранее Президент Путин, позволить России не подчиняться нормам ВТО, которые начинают пользоваться уважением.

7. Экономическая открытость.

Чтобы повысить свой имидж и престиж в Большой Восьмерке, Россия непосредственно перед саммитом в Санкт-Петербурге сделала свою экономику более открытой в наиболее важных сферах. 1 июля она сделала рубль конвертируемым, разрешила перечисление денежных средств как внутри страны, так и за ее пределами. 15 июля российское руководство приняло решение продать часть акций государственных нефтяных компаний Роснефть российским и иностранным гражданам, выставив их на продажу на лондонской торговой бирже. Таким образом, Россия становится подотчетной международной правоохранительной системе финансовых и корпоративным государственных правил. В планы российского руководства входит также продажа в частное владение, преимущественно, зарубежным гражданам, части электрогенерирующих компаний.

8. Двусторонний демократический диалог.

Двусторонние встречи Владимира Путина и его партнеров по G8 до и во время саммита дали возможность последним детально выразить, в частном и интерактивном порядке, свое видение демократического правления, озабоченность судьбой российской демократии, рекомендации практического порядка. Этот процесс начался в неформальной обстановке на приеме 14 июля, и продолжился в более формальных условиях 15 июля, во время встречи Президента Путина и Президента Буша. Во время второй встречи Президент Буш поделился своим видением демократического правления и обсудил земельную реформу и права на частную собственность в России. В ходе новостийной конференции Президент Путин отреагировал следующим образом:
”Мы детально обсудили этот вопрос по обоюдной инициативе России и США. Конечно, никто лучше нас не знает, как наилучшим образом укрепить нашу нацию, но мы точно знаем, что невозможно укрепить нацию без демократических институтов. Это правильный путь, но по этому пути мы пойдем самостоятельно”.

9. Демократические заявления Президента Путина

Новые конференции и сессии Большой Восьмерки заставили Президента Путина более детально и с большей прямотой подтвердить всем слушателям свою приверженность демократическим принципам, которые усвоили его слушатели. Тем самым он мог усвоить заявленные нормы, хотя бы поднимая вопрос препятствий, не позволяющих действовать способами, которые противоречат как его личным ценностям, так и тем, что были публично заявлены, то есть остались в памяти мирового сообщества. В новостийной конференции 15 июля Президент Путин заявил, что уйдет с поста Президента РФ, как этого требует Конституция, после окончание срока в 2008 году. Он подчеркнул, что до этого времени стремится сделать приверженность демократическим принципам и рыночным ценностям необратимой тенденцией развития России.

10. Пресс конференции Путина.

Неожиданно для хозяина саммита, Путин давал пресс-конференцию 2500 представителям прессы в конце каждого долгого и изнурительного рабочего дня саммита. Он потратил огромное количество времени на свободные беседы с представителями мировой прессы, принимая вопросы в свободной форме от журналистов любого ранга. Он отвечал на вопросы честно и прямо. Для многих представителей СМИ это общение стало непосредственным примером настоящей свободы, которую они не видели на практике даже у себя дома.


Приложение А:

Освещение саммита G8 в Санкт-Петербурге (июль 2006)





Приложение Б:
Демократические ценности в итоговых документах саммита 2006
в Санкт-Петербурге





Приложение В.
Обещания Президента Путина Гражданской Восьмерке


Из неофициальных английских переводов обращения Путина к Гражданской Восьмерке:

2006-1. Многие из Ваших идей заслуживают внимания. В частности, предложение о создании постоянных механизмов отслеживания выполнения Большой Восьмеркой взятых на себя обязательств.

2006-2. Я уверен, что Ваши знания, жизненный опыт, близость к рядовым членам общества, отраженные в Ваших рекомендациях, достойно дополнят повестку дня саммита.

2006-3. Хочу обратить Ваше внимание на процесс работы над этим законом. Я понимаю, что Закон не идеален. Но это не должно остановить работу российских НПО от отслеживания правоприменения законов и нормативных актов. Они должны готовить заключения и предложения. Уверяю вас, что мы обязательно учтем ваши рекомендации.

2006-4. Вы можете быть уверены, что все ваши рекомендации будут доведены до глав Восьмерки. И не только доведены. Мы обязательно проанализируем их и учтем при составлении итоговых документов саммита.

2006-5. То, что рассмотрение вопросов энергетической безопасности должно включать в себя рассмотрения экологической безопасности, не вызывает сомнений.

2006-6. Хочу обратить ваше внимание на то, что в ходе обсуждения на саммите вопросов энергетики, особое внимание будет уделено не вопросам всемирного развития атомной энергетики, а вопросам обеспечения безопасности ядерной энергетики. Но естественно, мы учтем при обсуждении все рекомендации, выработанные вами.

2006-7. Таким образом, всем совершенно ясно, что нам следует обсудить вопросы безопасности атомной энергетики в Санкт-Петербурге.

2006-8. Распределение финансирования. Вы упоминаете 10 миллиардов, в принципе, это не слишком большая цифра для стран Б8, и проблема может быть улажена. Очень важно для деятельности членов Восьмерки добиться выполнения всех обязательств, взятых на себя. Не все обещания полностью выполнены. И наша позиция такова: сначала следует выполнить все предыдущие обещания, все обязательства, а только потом брать на себя новые обязательства и их выполнять.

2006-9. (По поводу создания системы обмена опытом и информацией между НПО). Я должен признать, что наша работа по подготовке документов к саммиту в Санкт-Петербурге очень забюрократизирована и мы не сможем включить эти положения в итоговые документы. Но я обещаю, что, во-первых, я обращу внимание участников саммит анна этот важный момент, во-вторых, включу в свое заключительное обращение. Я думаю, мои коллеги по Восьмерке отреагируют на ваши рекомендации. Мы вместе будем думать о том, как воплотить ваши планы в жизнь.

2006-10. Вы высказали пожелание включить такой важный момент как борьба с инфекционными заболеваниями в повестку дня следующих саммитов. Как вы знаете, повестку дня саммитов Большой Восьмерки определяет руководство страны, которая является хозяином саммита. В следующем году это будет Федеративная Республика Германия. Конечно, я передам германским коллегам ваши рекомендации. Такие темы как образование, борьба с инфекционными заболеваниями и другие важные темы всегда в той или иной степени находят отражение в обсуждении на встречах Восьмерки.

2006-11. Я обязательно передам вашу озабоченность распространением инфекционных заболеваний, ВИЧ-СПИД, наркомании г-же Меркель. Германское руководство, я уверен, прислушается к вашим рекомендациям. Я не имею права говорить от имени г-жи Меркель, но знаю, что руководство Германии разделяет эту озабоченность.

2006-12. Что касается субсидий на развитие сельского хозяйства, это относится в большей степени не к нам, а к нашим коллегам. Значительное число НПО в других странах является сторонником субсидий в сельское хозяйство и это неизбежно приводит к обнищанию в развивающихся странах. Таким образом, страны Восьмерки будут списывать долги снова и снова.

2006-13. Что касается значения такой темы, как права человека и их нарушения, я обязательно передам ваши рекомендации коллегам по саммиту. Можете не сомневаться, мы обязательно включим в обсуждение и эти темы.

2006-14. Несомненно, одной из тем будет обсуждение иранской ядерной программы. Я надеюсь, что иранское руководство прислушается к рекомендациям шести стран и мы сможем начать равноправные переговоры, основанные на этих предложениях. Хотелось бы, чтобы эти переговоры начались еще до саммита, но думаю, это маловероятно.

2006-15. Мы постараемся сделать все возможное, чтобы найти достойное решение вопроса, связанного с иранской ядерной программой. С одной стороны, мы должны постараться дать Ирану возможность развивать современные технологии. С другой стороны, мы не можем не прислушиваться к озабоченности мировой общественности возможностью распространения ядерных военных технологий. И вы совершенно справедливо заметили, что эта работа должна вестись под постоянным контролем со стороны международных организаций, в частности, Международного Агентства по атомной энергии.

2006-16. Обсуждение проблем терроризма также будет одной из основных тем саммита.

2006-17. Что касается генетически модифицированных продуктов, мы будем настаивать на применении стандартов, о которых говорят неправительственные организации



 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина