Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!


 

Модный писатель Ирина Лежава

ООД Гражданское достоинство - оператор грантов для НКО



Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Точки зрения

Валентин Гефтер


Директор Института прав человека



- Валентин Михайлович, качество начального и среднего образования – одна из ключевых проблем, всегда волнующих общественность. Когда НПО ФРГ ознакомились с результатами широкого исследования, проведенного в немецких школах по заданию Европейского Союза, германская общественность пришла в состояние шока: настолько неожиданно низкими были показатели качества образования. Тотчас же была развернута кампания в СМИ, начались бурные общественные дискуссии. Земельные власти ФРГ, в компетенции которых находятся упомянутые образовательные учреждения, подверглись мощному воздействию со стороны НПО, и в конце концов, положение стало выправляться. Как обстоит с качеством начального и среднего образования в России, и каким образом может повлиять на ситуацию гражданское общество?

В.М. Гефтер - Я не считаю себя экспертом в области начального и среднего образования, поэтому ограничусь общей оценкой. Положение, конечно, не простое. Тем более что в каждой школе, будь то городская или сельская, богатая или депрессивная, есть своя специфика. Многое говорит о том, что уровень образования в силу различных причин у нас заметно упал. То есть налицо значительный упадок качества. Но есть и несомненные прорывные направления в приближении к мировым стандартам. И тут уместно напомнить о положительном опыте попечительства в регионах.
Что же касается роли гражданского общества, и в широком смысле – роли каждого гражданина, то НПО обязаны влиять, и они влияют на уровень и качество образования. Хотя, на мой взгляд, делается все же недостаточно. Поэтому очень важно поддерживать местные инициативы. Взять хотя бы те же самоуправляющиеся школьные советы, безусловно, выполняющие серьезную роль. Этот как раз тот самый механизм влияния, который нам так необходим. Общество в состоянии влиять на многие направления образовательного процесса – от набора учителей до контроля над качеством.

- В сфере высшего образования, надо полагать, есть свои проблемы. В той же Германии, например, уже много лет ведутся публичные дискуссии об элитарных вузах. Прежний канцлер ФРГ Герхард Шредер предлагал утвердить за некоторыми университетами статус элитарных: с тем, чтобы они готовили супер-качественные научные, хозяйственные и управленческие кадры, способные вывести страну на передовые мировые рубежи. Он обещал им государственную поддержку. Университеты встретили эту идею в штыки, ссылаясь на то, что и так дают образование высшего качества. Актуальна ли проблема элитарного образования для России? Не претендуют ли на роль элитарных учреждений некоторые коммерческие вузы, и какую позицию занимает в этом вопрос гражданское общество?

В.М. Гефтер - Проблема тут, действительно, есть. Но должен сразу сказать, что элитарное и коммерческое образование – вещи разные, более того, на мой взгляд, несовместимые. Коммерческое образование в наших условиях имеет две особенности.
Во-первых, довольно часто оно как раз не очень качественное. При этом я имею в виду не только качество знаний выпускников, но и квалификацию преподавателей. Желающих получить в первую очередь диплом, а не знания, по сути дела и незачем качественно обучать. Это, разумеется, не упрек всему коммерческому образованию. И вообще не следует путать неправительственные образовательные учреждения с государственными образовательными учреждениями, переведенными на коммерческую основу.
Во-вторых, если под элитарным образованием понимать высококачественное образование, то велика опасность того, что мы будем получать как «сливки», так и «отстой». Одни будут ездить за границу и получать выгодные рабочие места, а другие? Мы знаем, что есть серьезные вузы, дающие хорошее образование. Но хотелось бы, чтобы это было не за счет больших денег родителей. Понимаю, как важно получить качественное образование, но все-таки «качество» и «элита» - это не одно и то же.
Поощрение супер-образовательных учреждений со стороны государства в наших условиях было бы даже опасным. Это означало бы помогать элите воспроизводить себя, да к тому же за счет налогоплательщика. Гражданское общество не должно быть в этом заинтересовано. То есть система в принципе должна быть другой. Преференции одним учебным заведениям за счет других только пагубны. Необходимо создавать равные стартовые условия всем учащимся, но при этом выделять наиболее способных и талантливых.

С участником Круглого стола по образованию
В.М. Гефтером беседовал Евгений Бовкун.



 



философские стихи и проза о жизни

дизайн интерьера квартир, домов в Минске

горящие туры на кипр дешево

в солнечную испанию от турагентства зеленограда мира турс

конкурс рецептов яблочных пирогов







Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Официальный сайт G8

Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2011 Интернет-агентство Бригантина