Гражданская восьмерка 2006

Гражданская восьмерка — это возможность для каждого
участвовать в обсуждении глобальных проблем!

earth

 

Точки зрения

Джон Киртон

16.03.07

Джон Киртон
Руководитель научной группы по исследованию G8 университета Торонто
Виктория Панова

03.12.06

Виктория Панова
Директор научной группы по исследованию G8 университета Торонто в России
Мона Брике

03.12.06

Мона Брике
Форум германских НПО по окружающей среде и развитию
Найджел Мартин

03.12.06

Найджел Мартин
Монреальский Международный Форум
Питер И. Хайнал

02.12.06

Питер И. Хайнал
Университет Торонто Исследовательская группа «большой восьмерки»

Новости

В.Б.Христенко "Энергетическая стратегия России: прорыв на Восток"


В.Б.Христенко, Министр промышленности и энергетики России

В последнее время восточное направление энергетической стратегии России вызывает все больше интереса - как внутри страны, так и в мире. Важную роль в этом, конечно, сыграла активная внешнеполитическая деятельность российского государства в регионе Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. В ходе многочисленных встреч, в том числе на самом высшем уровне, наряду с общими экономическими и политическими вопросами широко обсуждалась энергетическая тематика. Все эти визиты, встречи и обсуждения еще раз дали нам почувствовать ту сложную, нелинейную взаимозависимость, которая существует сегодня между внутригосударственными, региональными и глобальными проблемами и процессами.

Новая реальность

Россия - страна с рыночной экономикой, и российский рынок - составная часть глобального рынка. Интеграция России в новую мировую экономическую систему практически состоялась. К этому можно относиться различным образом, главное - не забывать, что интеграция стала реальностью.

И эта реальность, с одной стороны, несет России ряд вызовов и проблем, а с другой - благоприятные возможности для позиционирования, возможности по праву занять достойное место в новом, динамичном мире. В мире, в котором соотношение политики и экономики существенно изменилось. Если раньше экономика нередко "расплачивалась" за политические амбиции, то сегодня политика, как правило, ставится на службу экономике.

В XXI в. на смену геополитике идет геоэкономика, выдвигающая на передний план национальную конкурентоспособность. В геоэкономике решающими факторами являются емкость рынков и позиции на них, движение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, экономические интеграционные и кооперационные связи. Поэтому нам крайне необходимо научиться эффективно использовать свои конкурентные преимущества, среди которых - природные ресурсы, научные и инженерные школы, высокий технологический уровень ряда отраслей, уникальное географическое положение. Нужно находить такие системные решения, которые позволяли бы эффективно связывать деятельность на мировых рынках, в глобальных ситуациях с развитием собственной экономики и страны в целом. Собственно, в этом и заключается сегодня смысл промышленной политики, включая и ее энергетический сектор.

Мировая энергобезопасность и Россия

Согласно имеющимся прогнозам, мировое энергопотребление может возрасти в ближайшие 15 лет на треть. Мировой спрос на нефть, по тем же оценкам, может вырасти к 2025 г. на 42%, газа - на 60%. На сегодня ситуация на мировом рынке углеводородов характеризуется следующими четырьмя важнейшими обстоятельствами:

- резким ростом потребности развивающихся азиатских стран в энергоресурсах (до 45% перспективного прироста мирового спроса на нефть);

- увеличением разрыва между объемами потребления и объемами производства нефти и газа в экономически развитых странах (так, к 2020 г. от 60% до 70% газоснабжения Европы будет обеспечиваться за счет импорта, а для большинства крупнейших азиатских стран этот показатель превышен уже сегодня);

- недостатком нефтеперерабатывающих и транспортных мощностей и ограниченностью дополнительных мощностей по добыче нефти;

- недостаточной транспарентностью мировой торговли нефтью. Мы отдаем себе отчет в том, что Россия занимает особое место среди поставщиков энергии с точки зрения объемов, запасов, географии (особая роль в транзите энергоресурсов) и надежности (стабильности) поставок.

В условиях, когда одной из главных проблем для мирового сообщества стала проблема безопасности - в самых разных аспектах ее понимания, включая проблему энергетической безопасности, - Россия становится ключевым игроком глобальной экономики (а значит, и политики). Россия и для группы G8 на 2006 г., и в своих контактах со странами Азиатско-Тихоокеанского региона выдвинула в качестве главных вопросов проблемы энергобезопасности и энергоэффективности. Выдвинула потому, что мы можем проблему энергетической безопасности и эффективности понимать и как свою собственную, внутригосударственную, и как общую проблему надежного обеспечения стран и населения планеты энергоресурсами, как проблему для всего мирового сообщества.

Восточный плацдарм

Возвращаясь к восточному направлению, следует заметить, что рынки АТР, в том числе и энергетический рынок, являются сегодня наиболее динамично развивающимися. По оценке Международного энергетического агентства, спрос на энергоресурсы в странах Азии растет быстрее, чем во всех других странах мира: потребление нефти - на 3-4% ежегодно, потребление газа - на 4-6%. Именно поэтому мы все большее внимание намерены уделять странам Азии и Тихоокеанского региона. В целом прогнозируется увеличение доли стран Азии в российском экспорте нефти с сегодняшних 3% до 30% в 2020 г. (рост объемов до 100 млн т) и природного газа с 5% до 25% (рост объемов до 65 млрд куб. м).

Мы рассматриваем восточное направление в качестве стратегического, поскольку здесь на внешнем контуре Россия имеет такие страны, как Япония и Корея, одни из лидеров мировой экономики, Китай и Индия, с их огромными рынками и потенциалами индустриализации, государства ЮВА, динамичные и амбициозные. На внутреннем контуре - Восточная Сибирь и Дальний Восток, развивать которые посредством использования западного направления крайне затруднительно, хотя бы из-за транспортных издержек. Складывается ситуация, когда есть реальная возможность воплотить в жизнь известное, наверное, каждому сибиряку высказывание Ломоносова о том, что "могущество России будет прирастать Сибирью".

Опора на развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока

Сегодня мы активно работаем над программой освоения Восточной Сибири и Дальнего Востока (включая сахалинские проекты) и проектом Восточного нефтепровода, который свяжет Сибирь с тихоокеанским побережьем.

Программа освоения газовых ресурсов Восточной Сибири и Дальнего Востока означает, прежде всего, что в России рождается новая нефтегазовая провинция. Программа предусматривает создание в этом регионе России единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта газа на рынки Китая и других стран АТР, увязанных с Программой геологического изучения и предоставления в пользование углеводородных месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, разработанной Минприроды России. Разведанные запасы, а также прогнозируемый прирост обеспечат возможности добычи газа по восточным регионам к 2030 г. в объеме до 150 млрд куб. м. газа в год. Это означает достаточно высокую обеспеченность запасами месторождений углеводородов Восточной Сибири и Дальнего Востока и надежную базу для создания крупных центров газовой промышленности на востоке страны.

Разработка шельфа в рамках сахалинских проектов позволит создать новый центр добычи нефти и газа, причем добыча уже началась, и будущее представляется более чем оптимистичным. Хочу подчеркнуть, что это не просто добыча - это новые технологии и развитие промышленности. Завод по производству сжиженного природного газа в рамках проекта "Сахалин-2" является прорывом для отечественной нефтегазовой отрасли. Позиции России на мировом рынке СПГ пока слабы, и запуск завода позволит нам совершить мощный рывок вперед. Сахалин - это своеобразный полигон, на котором обкатываются новые подходы и технологии.

Инфраструктура для развития

Другой наш системный проект - это строительство нефтепроводной системы Восточная Сибирь Тихий океан (ВСТО). Стратегическое решение о строительстве этого трубопровода, включая и ответвление в Китай, принято. В цифрах это до 80 млн т нефти в год, из которых до 30 млн т пойдет в Китай.

Схема определена, и дело теперь за проектной и коммерческой подготовкой предложений. Решение по первому этапу строительства (Тайшет - Сковородино) прорабатывается сегодня на корпоративном, прагматическом уровне, где решаются вопросы о возможных формах участия разных компаний и диверсификации рисков. Завершить строительство по первому этапу планируется к концу 2008 г.

Планируя, что на первом этапе трубопровод будет наполняться из запасов Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции, мы одновременно рассчитываем на активизацию разведки и освоения запасов Восточной Сибири и Дальнего Востока. При этом мы понимаем, что для привлечения инвесторов к разработке "тяжелых" месторождений (а их в регионе большинство) нужны серьезные стимулы.

Поэтому Минпромэнерго предлагает введение налоговых каникул (5-7 лет) для новых месторождений. Нулевая ставка налога на добычу полезных ископаемых в сочетании с приоритетным правом недропользователя на разработку открытого им месторождения - вот, с нашей точки зрения, оптимальная конструкция, способная подвигнуть компании к высокорискованной разработке недр Восточной Сибири, Дальнего Востока и шельфовых акваторий.

Строительство трубопровода и появление недропользователей, готовых инвестировать в создание надежной ресурсной базы Восточной Сибири, - это два необходимых условия для того, чтобы приступить ко второму этапу разработки проекта ВСТО. Мы придерживаемся гибкой системы проектирования и строительства, предполагающей, что каждый шаг создает условия для последующего.

Мы не собираемся строить систему, которая будет простаивать в ожидании, но идем "от достигнутого" в зону его ближайшего развития.

Хотелось бы предостеречь от упрощенного сведения указанных проектов к трубе. Безусловно, в основе своей это инфраструктурные проекты. Уже поэтому они не под силу только частному бизнесу, существенную часть рисков все равно приходится нести государству, хотя мы и стараемся диверсифицировать их посредством государственно-частного партнерства. Но инфраструктура - это предпосылка и необходимое условие развития промышленности. Она дает толчок к освоению месторождений, в ее узловых точках возникают производства по переработке сырья, создаются промышленные центры.

Развитие газовой и нефтяной промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке предполагает не только традиционное использование углеводородов в качестве топлива, но и создание в этом регионе новой отрасли промышленности для выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью (нефте- и газопереработки, нефте- и газохимии). В частности, в настоящий момент активно обсуждается проект строительства нового НПЗ на конце трубопроводной системы Восточная Сибирь - Тихий океан. Мы развиваем нашу инфраструктуру, которая одновременно должна служить и выходу России на топливно-энергетический рынок АТР, и региональному развитию Сибири и Дальнего Востока. Разделить эти два аспекта так же невозможно, как невозможно отделить энергетическую политику от промышленной политики в целом.



 



дизайн интерьера квартир, домов в Минске

Кипр - лучшее место для отдыха

Точки зрения

Регина Гюнтер

02.12.06

Регина Гюнтер
Глава германского отделения Всемирного Фонда дикой природы
Марек Хальтер

02.12.06

Марек Хальтер
Французский колледж
Оливье Жискар д’Эстен

02.12.06

Оливье Жискар д’Эстен
Комитет в поддержку всемирного парламента COPAM
Мика Обаяши

02.12.06

Мика Обаяши
Институт устойчивой энергетической политики
Бил Пейс

02.12.06

Бил Пейс
Федералисты мира


Разработка сайта Интернет-технологии янв-март 2006
Поддержка и продвижение сайта март 2006 – 2022 Интернет-агентство Бригантина