Рашид Нургалиев. Итоги встречи министров внутренних дел, юстиции и генеральных прокуроров стран «Группы восьми»
Подводя итог этому представительному международному мероприятию перед журналистами выступил Министр внутренних дел России генерал армии Рашид Нургалиев.
В своем выступлении Рашид Нургалиев отметил:
«Сегодня завершилась работа авторитетного форума «Группы восьми» в формате - министров внутренних дел, юстиции и генеральных прокуроров. Мы рассмотрели широкий круг вопросов, таких как противодействие терроризму и транснациональной преступности. Особое внимание было уделено наращиванию антитеррористического сотрудничества стран «восьмерки» по совершенствованию правовых механизмов, направлений и методов взаимодействия, в том числе в области оказания правовой помощи по уголовным делам, борьбе с киберпреступностью и использованием киберпространства в террористических целях, противодействию нелегальной миграции и незаконному обороту наркотиков.
На прошедшем заседании всеми участниками отмечалось, что в современных условиях, нашим странам нужна обновленная и более эффективная антикриминальная и антитеррористическая стратегия. И для этого потребуется наращивание совместных усилий и, прежде всего, в борьбе с терроризмом, - с его новыми проявлениями - такими как радикализация, рекрутирование, стремление к обладанию биотехнологиями и оружием массового поражения. При этом особое внимание должно быть уделено обеспечению антитеррористической защищенности транспорта, критических инфраструктур и средств коммуникаций.
Осудив акты терроризма, министры подтвердили решимость наращивания усилий «Группы восьми» по борьбе с этой угрозой миру, безопасности, законности и правопорядку, а также одобрили ряд важных документов, среди которых можно выделить следующие:
- Принципы «Группы восьми» в области международного сотрудничества в деле предотвращения и борьбы с подстрекательством, поддержкой и совершением террористических актов;
- Передовой опыт использования данных о пассажирах для пограничного контроля и работы правоохранительных органов, а также методика анализа и оценки данных на грузы перед их отправкой;
-Рекомендации и принципы «восьмерки» по антитеррористической защищенности объектов метрополитенов и железнодорожного транспорта;
Большую практическую роль призваны сыграть и методики использования данных о пассажирах для пограничного контроля и работы правоохранительных органов, а также обмена анализом и оценкой данных на грузы перед их отправкой.
Участники заседания высказали твердое намерение поощрять использование этих принципов и рекомендаций за пределами границ стран «Группы восьми».
Признали значимость формирования механизма антитеррористического партнерства государства и бизнес-сообщества и приветствовали проведение в Москве в ноябре т.г. Глобального форума по партнерству государства и бизнеса в противодействии терроризму.
Особое место в обсуждении было отведено совершенствованию правовых механизмов борьбы с терроризмом и другими проявлениями транснациональной преступности.
Здесь министрами ещё раз подчеркнута и подтверждена недопустимость предоставления убежища террористам и другим лицам, причастным к совершению уголовных деяний, в соответствии с Женевской конвенцией о статусе беженцев, а также об обязательности соблюдения принципов, изложенных в резолюции Совета Безопасности ООН 1373, призывающей все страны отказывать террористам в предоставлении статуса беженцев. В соответствии с ней - политическая мотивация не признается основанием для отказа в выдаче подозреваемых в терроризме.
Представляется своевременным и достижение договоренностей об использовании данных ДНК в качестве улик при расследовании актов терроризма и других преступлений, а также выработке четкого правового механизма обмена такими данными.
Обсудили мы и вопросы обобщения и распространения положительного опыта международного сотрудничества в борьбе с терроризмом, а также проведения сравнительного анализа антитеррористического законодательства наших стран.
По итогам продуктивной дискуссии была отмечена необходимость принятия эффективных контрмер в связи с ростом числа преступлений, совершаемых с использованием информационных технологий, а также была выражена заинтересованность в изучении возможности разработки комплекса мер по защите современных информационно-телекоммуникационных систем от противоправных посягательств. Это - завладение личными данными, - продажа нелегальной (контрафактной) продукции, а также использование вирусов и вредоносных программ для атак на информационные системы.
В этой связи экспертам было поручено проработать предложения по формированию общих подходов комплексного противодействия кибертерроризму, включая возможность развития международно-правовой базы, а также по координации усилий в установлении совместно с частными профильными компаниями контроля за сайтами, пропагандирующими терроризм, вербовку и подготовку террористов.
Мы отметили важность финансовой поддержки со стороны государств «восьмерки» и частных структур, создаваемой под эгидой Интерпола международной базы данных, о фактах сексуальной эксплуатации несовершеннолетних и борьбе с жестоким обращением с детьми.
Были обсуждены проблемы и нелегальной миграции, которая является источником и питательной средой для налаживания каналов переправки наёмников и экстремистов, поставки наркотиков и оружия, а также торговли «живым товаром».
В ходе дискуссии мы поддержали вступление в силу Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности и дополняющего ее Протокола против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, и призвали все государства наращивать сотрудничество на базе этих универсальных правовых документов.
В целях повышения эффективности совместной работы на рассматриваемом направлении мы обсудили и подчеркнули высокое значение сотрудничества с Интерполом, использования его базы данных по контрабанде и торговле людьми и единой информационной системы учета выданных, утраченных и недействительных паспортов.
При этом мы уделили особое внимание обеспечению совместимости систем идентификации документов нового поколения, удостоверяющих личность, и их взаимного считывания, а также важность выработки единых подходов и критериев к изготовлению и обработке документов с биометрическими параметрами.
Уверен - выскажу общее мнение, - у нас состоялся откровенный и конструктивный диалог. Считаю, что прошедшие два дня работы и общения для каждого из нас оказались весьма продуктивными, проходившими в духе взаимного понимания и партнерства.
И, как представитель страны председательствующей в «восьмерке» хочу подчеркнуть, что главная задача, которую мы решали в ходе форума, состояла в максимальной конкретизации наших договоренностей.
В этой связи отрадно констатировать, что мы продвинулись по пути практического взаимодействия стран «восьмерки», прежде всего, по вопросу антитеррористической защищенности метрополитенов, авиационного и железнодорожного транспорта, а также в области международного сотрудничества в борьбе с подстрекательством, поддержкой и совершением террористических актов.
Идеи и предложения, которые мы обсуждали, высказывали и которыми делились во время общения друг с другом на протяжении этих двух дней, будут проработаны экспертами. А результаты их практического воплощения министры внутренних дел, юстиции и генеральные прокуроры стран-участниц «Группы восьми» рассмотрят в ходе предстоящей встречи в Германии в 2007 году.
Уверен, что реализация достигнутых в ходе московской встречи договоренностей придаст новый импульс антитеррористическому и антикриминальному взаимодействию стран «Группы восьми».
По итогам встречи по всему спектру рассматриваемых вопросов принято согласованное совместное «Заявление»».
Пресс-служба МВД РФ