И.Шувалов. Председательство России в “большой восьмёрке”
И.И.Шувалов, помощника Президента России в связи с председательством России в “большой восьмёрке
Вопрос: Игорь Иванович, можно ли первый выход России в люди, то есть ее председательство в "восьмерке", причислить к национальным проектам?
И.И.Шувалов: "В людях", то есть в "восьмерке", мы уже давно. Наше председательство там - это скорее первый бал, который предстоит организовать и провести на самом высоком уровне. Саммит в Санкт-Петербурге - самое важное внешнеполитическое событие 2006 года. Вопросы, которые будут рассматриваться, имеют ключевое значение для внутренней политики каждой из восьми стран. Это энергетическая безопасность, борьба с инфекционными заболеваниями, образование - темы, которые касаются как международного глобального сотрудничества, так и решения аналогичных проблем у себя дома. Так что для нашей внутренней политики заявленная повестка будет иметь огромное значение, поскольку по всем этим направлениям мы ведем работу у нас, в России. Как вы знаете, образование и здравоохранение - в числе приоритетных национальных проектов. А что касается энергетической безопасности, то без нее качество жизни человека и экономики в целом обеспечить невозможно.
Вопрос: И как же этот саммит и наше председательство в клубе могут повлиять на положение дел в России?
И.И.Шувалов: При определении повестки дня президент исходил из того, что обсуждение должно привести к решению той или иной проблемы или хотя бы к формированию предложений по их решению. Причем не только в глобальном смысле, но и с учетом непосредственных интересов граждан нашей страны. Например, борьба с инфекционными заболеваниями. Многие говорят, что нам не избежать пандемии птичьего гриппа. Россияне должны понимать, что в этой борьбе мы не одиноки, у нас есть партнеры. Или проблемы, связанные с образованием. К примеру, мы сейчас намерены уделять большое внимание профессиональному образованию, которое воспринимается в мире как ключевой фактор развития. Уже созданы специальные критерии признания за рубежом нашего национального образования. Это делается для того, чтобы обеспечить права наших профессионалов высокой и средней квалификации на любом рынке труда и чтобы документы, подтверждающие их квалификацию, признавались нашими партнерами. Нужно также создавать условия, когда страны, не очень развитые и нуждающиеся в поддержке ведущих государств, могли бы вкладывать свои ресурсы в образование, а страны "восьми" могли бы им помогать. Или энергетика. Это ведь не только нефть и газ, продажу которых некоторые понимают упрощенно, лишь как средство наполнения нашего бюджета. Мировые цены на энергоносители прямо влияют на то, какую цену мы с вами платим за бензин. Здесь есть и глобальный вопрос: способствует ли нынешняя энергетика мировому экономическому росту или, напротив, она его сдерживает? Все это напрямую касается каждого, в том числе и в нашей стране.
Вопрос: В свое время вы заявили, что "восьмерка" так же сильно нуждается в России, как и Россия в "восьмерке". Насколько равноправным получается сотрудничество?
И.И.Шувалов: Мне кажется, что все рассуждения о том, по праву ли Россия входит в "восьмерку", абсолютно бессмысленны. Они имеют значение только для тех, кто в политическом плане намерен разыгрывать эту карту. Эти люди всегда будут из мыши делать слона и повторять одно и то же, например: "Россия все время выбивается из круга демократически и экономически развитых государств". Но если этот трафарет перенести на другие страны "восьмерки", то получится, что по сути дела мало кто из членов клуба достоин состоять в нем. Во всех государствах существует масса проблем. Не все у них проходит так уж гладко, в том числе и в плане соблюдения классических норм демократии.
В настоящий момент мы не являемся членами финансового механизма "восьмерки", который до сих пор называют "семеркой". Но реально это никак не ущемляет наши права. По сути, все наши партнеры прекрасно понимают, что Россия является неотъемлемой частью этой группы - такой же важной, как и все остальные. И что без России невозможно решить ни одну глобальную задачу, будь то борьба с международным терроризмом, наркоманией, всевозможными болезнями или создание общемировой финансово-экономической архитектуры. Я уверен, что в глубине души это хорошо понимают и те люди, которые постоянно бросают в наш адрес упреки.
Cаммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге рассматривается Москвой как самое важное внешнеполитическое событие 2006 года. Но чтобы его провести на должном уровне, России как стране-председателю предстоит серьезно поработать
Вопрос: Кстати, почему финансовая "восьмерка" до сих пор работает в формате "семь с половиной"?
И.И.Шувалов: Такое положение, безусловно, выглядит странным. В данном случае мнения наших партнеров по "восьмерке" разделились. Есть страны, которые считают эту ситуацию неестественной. Лидеры этих государств настаивают на том, чтобы Россия как можно быстрее стала полноправным членом клуба. И те вопросы, которые сегодня предлагаются для повестки дня саммита, обсуждать без нас попросту смешно. Как вообще можно говорить об энергетической безопасности и при этом не включать Россию в финансовый механизм по данной проблематике? Но есть люди, которые считают, что Россию пока еще рано привлекать в финансовую часть клуба. При этом они используют аргумент, что наша страна по номинальным цифрам является лишь 16-й экономикой в мире и что наше участие в донорских программах значительно скромнее, чем других стран "восьмерки". Что касается нашего скромного участия в донорских программах, то это правда. Но по влиянию на глобальные экономические процессы Россия в ближайшие годы будет важнее многих других стран, входящих в этот элитный клуб. Поэтому если исходить из интересов всех государств "восьми" - не США, Великобритании или России, а общих интересов клуба, - то невключение нас в финансовое крыло вредит всем. Я думаю, что за разговорами о том, что Россию туда еще рано принимать, стоят политические мотивы. Тот, кто так думает, просто не понимает реальной обстановки в России, они не понимают, насколько мы глубоко идем в плане демократических преобразований, насколько серьезно реформируем социальную сферу, что происходит с экономикой страны. Они скорее видят внешнюю часть, которая им напоминает старую систему закручивания гаек. Но это все не так. И если посмотреть на систему наших экономических отношений, то можно увидеть, насколько консервативную экономическую политику мы сейчас проводим. Только в последнее время финансовая политика стала менее жесткой в силу объективных факторов, связанных с высокими ценами на нефть и газ. Сохраняются у нас проблемы с инфляцией. Но мы наших проблем не скрываем, как и не скрываем того, что и впредь будем четко идти выбранным курсом. Мы улучшаем системы образования и здравоохранения, продолжаем пенсионную реформу - все это мы делаем гораздо быстрее, чем многие наши западноевропейские партнеры. Чтобы не видеть того, что сейчас происходит в России, надо быть просто слепцами. Поэтому та осторожность, которую проявляют некоторые наши партнеры по "восьмерке" в вопросе включения нашей страны в финансовую часть клуба, совсем неоправданна и носит скорее не экономический, а политический характер.
Вопрос: Какую роль играет страна-председатель - сугубо протокольную или ее полномочия шире?
И.И.Шувалов: Протокольные мероприятия - важная часть процесса, но это всего лишь сопутствующая ему часть. В первую очередь у страны-председателя имеются исключительные полномочия по выбору тематики саммита. Конечно, она это делает не сепаратно, а с учетом мнений своих партнеров: проходят предварительные консультации, прощупывается почва, то есть интерес партнеров к заявленной тематике. Но определение повестки - исключительная прерогатива страны-председателя. Ответственность за подготовку материалов саммита также лежит на ней. В рамках "восьмерки" существует специальный механизм, когда шерпы (представители лидеров стран-членов) встречаются ежемесячно, обсуждают вопросы по существу дела, шаг за шагом продвигаясь к согласованию документов. Накануне саммита все они должны быть в согласованном виде. При этом гости саммита, как правило, занимают критическую позицию и не стесняются высказывать свои пожелания по поводу того, что их не устраивает. И в этих условиях роль председателя, который координирует процесс достижения консенсуса, отсекая все то, что неприемлемо, трудно переоценить. Организационная часть - это тяжелая ноша. Взять хотя бы такую проблему, как обеспечение безопасности. Для решения всех этих вопросов у нас создан специальный организационный комитет, который возглавляет помощник президента Сергей Приходько. Работа идет уже больше года.
Вопрос: Как вы относитесь к тому, чтобы на цифре "восемь" поставить точку и больше в этот клуб никого не принимать?
И.И.Шувалов: По таким вопросам высказываться может только лидер страны. В этом плане я могу лишь вспомнить о том, как этот клуб зарождался. Вначале было пять членов. А сейчас их уже восемь. Если представить за общим столом еще большее число людей, то может потеряться смысл того, для чего они собрались. Высказать предложение о том, чтобы перенести работу в "большую двадцатку", конечно, можно. Но при этом надо осознавать, что "двадцатка" не сможет работать столь же эффективно. Потому что в рамках "восьмерки" существуют такие механизмы обсуждения ключевых вопросов, которые в другом виде трудновоспроизводимы. Там идет предельно откровенный разговор, иногда жесткий, но с выходом на конкретные предложения, как решать ту или иную проблему.
Российский шерп в "восьмерке" убежден, что глобальные мировые проблемы нельзя решать без России. Особенно отчетливо это проявляется в области энергетики, где наша страна начинает играть главную стабилизирующую роль
Вопрос: - На Западе на неофициальном уровне звучат угрозы о приостановке членства России в "восьмерке". Это блеф или такая угроза действительно существует?
И.И.Шувалов: Все эти разговоры нереальны. Это "звезды", которые кому-то очень выгодно зажигать время от времени. Потому что мы делаем не совсем то, что "зажигателям" по вкусу. Но мы считаем, что действуем правильно. Сейчас разговоры возобновились и даже усилились на волне обсуждения у нас проекта закона об общественных организациях. Но ведь это был лишь проект. Президент по этому поводу дал разъяснения. Мы хотим создать механизм, аналогичный тому, который работает в других развитых странах. Никакой иной цели ни перед парламентом, ни перед правительством никто не ставил. В ответ же нам стали говорить: если такой закон будет принят, то Россию нужно исключить из "восьмерки". Я считаю, что исключить нас невозможно. Это привело бы к отрицательным последствиям для всех. Повторяю: глобальные мировые проблемы нельзя решать без России. Все же понимают, что энергетика - это ключевой фактор развития. И главную стабилизирующую роль в этом плане все больше начинает играть Россия.
Вопрос: Кстати, об энергетике. Что в этом плане Россия собирается предложить партнерам?
И.И.Шувалов: Президент России намерен выступить с определенными инициативами, а моя работа состоит в том, чтобы с коллегами-шерпами доработать соответствующий документ. Мы провели консультации с экспертами, которые представляли все страны "восьмерки". Мы рассмотрели вопросы глобального экономического развития, того, что несет сегодня человечеству энергетика, какие факторы способствуют ее развитию и как обеспечить энергоресурсами различные страны в том объеме, чтобы не ограничивать рост экономики. Чтобы такого не произошло, страны должны играть по определенным правилам. А если подобные ограничения вдруг возникнут, то необходимо принять правила, как в таких кризисных обстоятельствах поступать. Как добиться нужного баланса интересов между теми, кто производит энергоресурсы, и теми, кто их потребляет. Это очень сложный вопрос, который будет рассмотрен под самыми разными углами и с учетом всех точек зрения.
Вопрос: - Обсуждаются ли в рамках "восьмерки" темы, подобные газовому конфликту между Россией и Украиной?
И.И.Шувалов: - Прежде всего "восьмерка" - и в этом ее главная роль - определяет основные тенденции. Несомненно, будет выработан общий подход к транзитным странам с предложением, как им улучшить транспортную инфраструктуру. Не будет такого, что к России как к стране-экспортеру применимы одни решения, а к Украине как транзитной стране совсем другие. Страна-производитель должна обладать возможностью различными маршрутами экспортировать свое сырье, в том числе и тогда, когда возникают сложности с транзитом. Так что при решении данной проблемы не удастся протащить какие-либо двойные стандарты.
Вопрос: Ряд стран - наших соседей недовольны строительством Северо-Европейского газопровода. На саммите этот вопрос будет обсуждаться?
И.И.Шувалов: На саммите предстоит выработать общие правила поведения в энергетической сфере. Конечно, если лидеры "восьми" захотят обсудить претензии Польши, стран Балтии по строительству Северо-Европейского газопровода, то они это сделают. Но обсуждение таких вопросов - это, как правило, не формат "восьмерки". Лидеры говорят о том, каким они видят развитие тех или иных институтов, глобально, на долгие годы вперед. Именно это для них главная задача. Это должно быть долгосрочное решение, а не гадание на кофейной гуще: как пустить Северо-Европейский газопровод - через территорию Польши или минуя ее. Нужно сделать так, чтобы в целом Европа могла получать сырье из России и других государств по различным маршрутам. И если будет выгодно пускать этот газопровод, минуя Польшу, то так тому и быть.
Вопрос: Как проходит подготовка к саммиту, затмит ли это событие по размаху празднование 300-летия Северной столицы?
И.И.Шувалов: Оргкомитет работает в плановом режиме. Все основные заседания саммита пройдут в Стрельне, там же, где проходили некоторые мероприятия, посвященные 300-летию города. Но между празднованием 300-летия и саммитом-2006 большая разница. Саммит - это исключительно рабочая встреча, в закрытом и в расширенном формате, один на один. Лидеры продолжают работать за завтраком, обедом или ужином. Саммит "восьми" по своему духу и характеру настолько насыщен, что его трудно сравнить с какими-то другими международными встречами. Июльская встреча будет проходить главным образом в выходные дни. Это связано и с вопросами безопасности, и с тем, чтобы не перегружать город и область. Санкт-Петербург не будет перекрыт. Все планируется сделать таким образом, чтобы на нормальной жизни горожан это событие не сказалось отрицательно. Праздничных мероприятий никаких не будет. Для всех желающих, а не исключительно для гостей саммита, накануне, возможно, за несколько недель до встречи, пройдут гала-концерты, посвященные одной из тем саммита. Предполагается, что там выступят лучшие артисты планеты. В качестве примера может служить концерт, прошедший в прошлом году в Гайд-парке в Лондоне. В тот раз было собрано огромное количество спонсорских средств, а также пожертвований от граждан, которые пошли на решение международных гуманитарных вопросов, особенно в Африке. Тот концерт получил огромный общественно-политический резонанс и стал мостом между политиками и простыми гражданами в решении общечеловеческих проблем.
Вопрос: Все это прекрасно. Но, с другой стороны, вы помните, что в прошлом году в Лондоне произошли крупные теракты. Вы не опасаетесь, что, планируя эти концерты, вы тем самым подвергаете жизнь людей серьезному риску?
И.И.Шувалов: Прежде всего теракты случились уже после концерта в Гайд-парке. Взрывы в лондонской подземке произошли как раз во время встречи лидеров "восьми". Что касается мер безопасности, то здесь мы не собираемся сидеть сложа руки. У соответствующих служб есть конкретный план, и они по нему будут работать. Но в этой связи никогда нельзя давать стопроцентной гарантии. Люди, приходящие на такого рода мероприятия, должны понимать, что определенный риск всегда есть. Я говорю это безотносительно саммита-2006. В условиях существования международного терроризма риск есть всегда и везде. В этом отношении надо исходить из универсального правила: на службы безопасности надейся, а сам не плошай.
Вопрос: Игорь Иванович, наша беседа проходит в бывшем кабинете Леонида Брежнева. Тени прошлого не беспокоят, реформаторской деятельности не мешают?
И.И.Шувалов: Спешу вас успокоить: это никак не мешает работе. А у кабинета, как ни странно, очень хорошая аура. Что касается реформаторства или отсутствия оного у бывших советских генсеков, то ведь от них самих не все зависело. Они находились в таких жестких политических и идеологических условиях, когда любые реформаторские шаги требовали огромного напряжения. А подчас были просто невозможны. Их действия сковывал особый механизм принятия решений, за каждым их словом и делом следила партноменклатура, да и вся советская система управления. Какие бы мысли им ни приходили в голову в этом кабинете, это совсем не значило, что они их могли реализовать. Сейчас все иначе. Если вы посмотрите на то, что сделано за последние пятнадцать лет, особенно за последнее пятилетие, то вы увидите совсем другую страну.
Вопрос: Короче, мы заслужили председательство в "восьмерке"?
И.И.Шувалов: Я считаю, что наше председательство реально заслуженно, и темы, которые мы выбрали для обсуждения на саммите-2006, находятся в центре внимания и в мире, и в России.
журнал “Итоги” № 4 (502), январь 2006 года